Пояснительная записка к учебному плану муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №62 «Малыш» комбинированного вида г. Улан-Удэ Нормативно-правовое обеспечение • Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Локальными актами: • Устав МАДОУ№62 «Малыш»; • Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия 03ЛО1 № 0000374 регистрационный номер №1899 выдана 22.02.2013г.; Педагогический коллектив детского сада реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе комплексной инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Вераксы, Т.С Комаровой, Э.М. Дорофеевой, а также с учетом вариативной программы, разработанной участниками образовательного процесса «Буряад хэлэн» (обучение детей дошкольного возраста (4-7 лет) бурятскому языку), парциальной программы формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Будь здоров, Малыш», парциальная программа по формированию основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир. В рамках работы федеральной инновационной площадки в группах №6 «Буратино», №4 «Солнышко», №2 «Капелька» реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанной на основе примерной образовательной программы «Вдохновение» под редакцией Загвоздкина В.К., Федовсовой И.Е. 1. 2. Задачи учебного плана Регламентация учебно-познавательной деятельности Реализация ФГОС ДО к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ 3. Введение регионального и учрежденческого компонента 4. Обеспечение единства всех компонентов (федерального, регионального и учрежденческого) Реализация учебного плана предполагает обязательный учет принципа интеграции всех образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Структура образовательного процесса: День в детском саду делится на 3 блока: 1. Образовательный блок первой половины дня (7.30-9.00) включает в себя: • образовательную деятельность, реализуемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; • самостоятельную деятельность детей; • взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам реализации ООП ДО. 2. Развивающий блок (9.00-11.00) -организованное обучение в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности ООД, реализуемой во всех видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); 3. Образовательный блок 2 половины дня (15.30-18.00) включает в себя: • индивидуальную коррекционную работу; • образовательную деятельность, реализуемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; • самостоятельную деятельность детей; • взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам реализации ООП ДО. Структура учебного года Учебный год начинается с 1 сентября 2022 года и заканчивается 31 мая 2023 года. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. Учебный план ДОУ соответствует Уставу ДОУ, основной образовательной программе ДОУ, обеспечивает выполнение ФГОС ДО, гарантирует ребёнку получение комплекса образовательных услуг. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 5 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности с 2 до 3 лет – подгрупповые, от 3 до 7 лет - фронтальные. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. В структуре учебного плана выделяют обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет не менее 60% от общего объема, отводимого на освоение детьми основной образовательной программы дошкольного образования, и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих пяти образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоение детьми основной образовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана представлена программами, нацеленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках (парциальные программы). Используются фронтальные, студийные, кружковые формы работы во второй половине дня. Реализация учебного плана предполагает: • обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; • соблюдение объема образовательной нагрузки на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариативной части учебного плана. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с Санитарноэпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СанПиН 2.4.3648-20. Учебный план МАДОУ Детский сад №62 «Малыш» комбинированного вида г. Улан-Удэ к основной образовательной программе детского сада на 2022-2023 учебный год Обязательная часть № 1 младшая группа 2 младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная группа Количество занятий 2 Образовательн ая область в неде лю в месяц в год в неде лю 1 Познавательн ое развитие • Ознакомление с окружающим ФЭМП Речевое развитие Развитие речи Чтение художественно й литературы 1 4 36 2 1 4 36 2 8 72 Художественн о-эстетическое направление развития Музыка Художественно е творчество - рисование - лепка -аппликация 4 Физическое развитие Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе Социально 5 коммуникатив ное развитие 3 Итого: в месяц в год в неде лю в меся ц в год в неде лю в месяц в го д в неде лю в мес яц в год 8 72 2 8 72 2 8 72 4 16 144 1 4 36 1 4 36 1 4 36 2 8 72 1 1 4 4 36 36 1 1 4 4 36 36 1 2 4 8 36 72 2 2 8 8 72 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 2 8 72 2 8 72 ежед невн о ежедне вно ежед невн о ежед невн о ежедне вно ежед невн о ежед невн о ежед невн о ежед невн о ежед невн о ежедн евно еж ед не вн о ежед невн о ежед невн о ежед невн о 4 16 144 4 16 144 4 16 144 5 20 18 0 5 20 180 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 1 1 3 4 4 12 36 36 108 1 0,5 0,5 3 4 2 2 12 36 18 18 108 1 0,5 0,5 3 4 2 2 12 36 18 18 108 2 0,5 0,5 3 8 2 2 12 2 0,5 0,5 3 8 2 2 12 72 18 18 108 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 18 18 10 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 14 56 504 В ходе различных видах деятельности через интеграцию с различными образовательными областями 10 40 360 10 40 360 10 40 360 12 48 43 2 Вариативная часть № 1. 2. 1 младшая группа Организованная – образовательная деятельность: бурятский язык Факультативные занятия по реализация 2 младшая группа средняя группа старшая группа подготовительная группа в в в не мес год де яц лю в неде лю в меся ц в го д в неде лю в меся ц в год в неде лю в меся ц в год в не де лю в меся ц в год - - - - - - 1 4 36 2 8 72 2 8 72 1 4 36 1 4 36 1 4 36 - - - 3. 4. образовательной программы «Будь здоров Малыш» Факультативные занятия «ПиктоМир» (внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир») - - - - - - - - - - - - 1 - - - - - - - - - - - - 1 4 36 Итого: - - - 1 4 36 2 8 72 3 12 108 3 12 144 Всего: 10 40 11 44 396 12 48 432 15 60 540 17 68 612 по СпнПин: 10 40 36 0 36 0 11 44 396 12 48 432 15 60 540 17 68 612 Факультативные занятия по подготовке к обучению грамоте (кружок) 4 36 Взаимодействие взрослого с детьми различных видах деятельности Чтение художественной литературы ежедневно Конструктивно-модельная деятельность 1 раз в неделю Игровая деятельность ежедневно Общение при проведении режимных моментов ежедневно Дежурства ежедневно Прогулки ежедневно Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная игра ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность ежедневно Самостоятельная деятельность детей в уголках (центрах) ежедневно развития Оздоровительная работа Утренняя гимнастика ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно Учебный план МАДОУ Детский сад №62 «Малыш» комбинированного вида г. Улан-Удэ к адаптированной основной образовательной программе детского сада на 2022-2023 учебный год. Обязательная) часть Количество занятий № 1. 2. 3. Образовательная область Познавательное развитие Ознакомление с окружающим ФЭМП Речевое развитие Развитие речи/подготовка к обучению грамоте Чтение художественной литературы Художественно-эстетическое направление развития Музыка Художественное творчество - рисование в неделю в месяц в год 3 1 2 1 1 12 4 8 4 4 108 36 72 36 36 ежедневно ежедневно ежедневно 5 20 180 2 8 72 2 8 72 - 4. 5. 6. - лепка -аппликация Физическое развитие Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе Социально коммуникативное развитие 0,5 2 18 0,5 2 18 3 12 108 2 8 72 1 4 36 В ходе различных видах деятельности через интеграцию с различными образовательными областями 4 16 144 16 64 576 Коррекционное направление Итого: Вариативная часть в неделю в месяц в год Факультативные занятия (кружок) «Будь здоров Малыш»» Итого: 1 4 36 1 4 36 Всего: по СпнПин: 17 17 68 68 612 612 Взаимодействие взрослого с детьми различных видах деятельности Чтение художественной литературы ежедневно Конструктивно-модельная деятельность 1 раз в неделю Игровая деятельность ежедневно Общение при проведении режимных моментов ежедневно Дежурства ежедневно Прогулки ежедневно Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная игра ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность ежедневно Самостоятельная деятельность детей в уголках (центрах) ежедневно развития Оздоровительная работа Утренняя гимнастика ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно