1 Пояснительная записка 3 I. Целевой раздел Программы воспитания 4 1.1 Цели и задачи воспитания 4 1.2 Целевые ориентиры воспитания. 7 II. Содержательный раздел Программы воспитания 9 2.1 Уклад образовательной организации 9 2.2 Воспитывающая среда образовательной организации 12 2.3 Общности образовательной организации 13 2.4 Социокультурный контекст 15 2.5 Задачи воспитания в образовательных областях 17 2.6 Формы совместной деятельности в образовательной организации 18 2.7 События образовательной организации 19 2.8 Совместная деятельность в образовательных ситуациях 21 2.9 Организация предметно-пространственной среды 21 2.10 Социальное партнерство 22 III. Организационный раздел программы воспитания 23 3.1 Кадровое обеспечение 23 3.2 Требования к условиям работы с особыми категориями детей 26 2 Пояснительная записка Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов 3 воспитательных отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том числе системой дополнительного образования детей. Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в ДОО. Целевой раздел Программы воспитания 1.1 Цели и задачи воспитания Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Общие задачи воспитания в ДОО: 1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. I. Направления воспитания Патриотическое направление воспитания. 1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. 2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. 3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций. 4 4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). Духовно-нравственное направление воспитания. 1) Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. 2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного направления воспитания. Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах. Социальное направление воспитания. 1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. 2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских общностях. Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. Познавательное направление воспитания. 1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания. 5 2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания. 3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. 4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Физическое и оздоровительное направление воспитания. Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. 1) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. 2) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. Трудовое направление воспитания. 1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. 2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания. 3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. Эстетическое направление воспитания. 1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте. 2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания. 3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. 6 1.2 Целевые ориентиры воспитания 1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов. В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам) Направление воспитания Патриотическое Духовнонравственное Социальное Ценности Родина, природа Жизнь, милосердие, добро Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь Трудовое Труд Целевые ориентиры Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья - физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. 7 Эстетическое Культура и красота Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое). Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы Направления воспитания Ценности Целевые ориентиры Патриотическое Родина, природа Духовнонравственное Жизнь, милосердие, добро Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в 8 Физическое и оздоровительное Здоровье/ жизнь Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Трудовое Труд Эстетическое Культура и красота II. самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. Содержательный раздел Программы воспитания 2.1 Уклад образовательной организации 1) В данном разделе раскрываются особенности уклада ДОО. 2) Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. 3) Уклад ДОО - это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. 9 4) Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: руководителей 00, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ОО. Цель МАДОУ № 62: развивать личность каждого воспитанника с учетом его индивидуальности, создать условия для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества. Смысл деятельности: создать условия в ДОО для воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны, знает и чтит духовные и культурные традиции многонационального народа России МАДОУ №62 сохраняет традиции, но при этом динамично развивается, внедряет инновационные идеи, сохраняя свои лучшие традиции. В детском саду функционируют группы общеразвивающей направленности. Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений. Основные традиции воспитательного процесса в ДОУ: 1. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога. 2. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками. 3. Коллективное планирование, разработка и проведение общих 82 мероприятий. В МАДОУ №62 существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий. 4. В детском саду создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы. 5. Дополнительным воспитательным ресурсом является проектная деятельность, которая позволяет углубить занятия и сформировать у детей ценностное отношение к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края. 10 Традиционные мероприятия МАДОУ №62 «Малыш» № 1. Название мероприятия Праздничное мероприятие «День Знаний» Дата 1 сентября 2. 3. Всемирный день мира День дошкольного работника 21 сентября 27 сентября 4. «Поколения вместе» (мероприятие, посвящённое Дню пожилого человека) «Я горжусь своим отцом, отчеством, Отечеством» (мероприятия, посвященные Дню отца) Месячник бурятского языка 1 октября Тематические занятия День народного единства «Мамино колыбельная» (мероприятия, посвященные дню матери) #ЩедрыйВторник 3 ноября 5. 6. 7. октябрь октябрь Ответственные музыкальные руководители педагоги ДОУ педагоги ДОУ музыкальные руководители старший воспитатель, муз. руководители старший воспитатель, муз. руководители учитель бурятского языка педагоги ДОУ 30 ноября музыкальные руководители старший воспитатель 10. «Семейные традиции» (познавательноигровая программа) 11. Экологическая акция «Ёлочка-зелёная иголочка» 12. Благотворительная акция «Новогодний апельсин» 13. Конкурс чтецов «Память, застывшая в рифмах» (посвященный Блокаде Ленинграда) 14. «Рождественские посиделки» декабрь педагоги ДОУ декабрь педагоги ДОУ декабрь старший воспитатель январь педагоги ДОУ январь 15. Акция «Блокадный хлеб» (День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады) 16. День защитника отечества 17. Сагаалган -праздник Белого месяца 27 января музыкальные руководители старший воспитатель 8. 9. 24-25 ноября 23 февраля февраль 18. Турнир по «Шагай наадан» февраль 19. Как на масленой недели… март 20. Международный женский день 8 марта 21. День воссоединения Крыма с Россией 18 марта 22. День космонавтики 23. «Пасха светлая пришла…» 12 апреля апрель 24. Педагогический проект "Читающая семья читающие дети" 25. Военно-спортивная игра «Зарничка-2023» 11 апрель май старший воспитатель учитель бурятского языка учитель бурятского языка музыкальные руководители музыкальные руководители музыкальные руководители педагоги ДОУ музыкальные руководители старший воспитатель инструктор по физ. воспитанию 26. Международная акция «Георгиевская ленточка» 27. Акции «Окна Победы», «Бессмертный полк» 28. Сначала "аз" да "буки", а потом науки (день славянской письменности и культуры) 29. «Лето, солнце, дружба - все что детям нужно» (день защиты детей) 30. «С днем рождения, любимая Бурятия!» (мероприятия посвященные 100-ю республики Бурятия) 31. День русского языка и литературы 32. День России 33. День семьи, любви и верности 34. Экологическая акция «Украсим планету цветами» 35. Знаменитые земляки, памятные места города 36. День Государственного флага России май педагоги ДОУ май 24 мая педагоги ДОУ старший воспитатель 1 июня июнь музыкальные руководители старший воспитатель 6 июня июнь июль июль педагоги ДОУ педагоги ДОУ педагоги ДОУ педагоги ДОУ август 22 августа педагоги ДОУ инструктор по физ. воспитанию 2.2 Воспитывающая среда образовательной организации Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда строится по трем линиям: − «от взрослого», который создает предметно-пространственную среду, насыщая ее ценностями и смыслами; − «от совместности ребенка и взрослого»: воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающего смыслы и ценности воспитания; − «от ребенка»: воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. Воспитывающая среда в ДОО создается с учетом гибкого и вариативного использования пространства и обеспечивает потребности и интересы дошкольников. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функцию. Развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей дошкольников, времени года, используемой образовательной программы. Для МАДОУ №62 важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить 12 приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др., привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. Конструирование воспитательной среды ДОУ строится на основе следующих элементов: социокультурный контекст, социокультурные ценности, уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка. Воспитательная среда - это прежде всего гуманные традиционные взаимоотношения между членами коллектива: дисциплина, соблюдение этикета, великодушие, товарищество, забота и внимание к младшим, деликатность по отношению к девочкам, подчёркнутое отношение к старшим, бережное отношение к вещам, к обстановке и т.п. Составляющие воспитательной среды в детском саду включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока: ✓ воспитание в процессе организованной образовательной деятельности (занятия); ✓ воспитание в процессе игры; ✓ кружковая деятельность. Дети + родители + воспитатели = единая воспитательно-образовательная среда ДОУ. Коллектив прилагает усилия, чтобы детский сад представлял для детей среду, в которой будет возможным приблизить учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, научить ребенка действовать и общаться в ситуациях приближенных к жизни. Во всех возрастных группах имеются центры патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с родным годом, районом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять свои знания. 2.3 Общности образовательной организации Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. В ДОО, прежде всего, следует выделить следующие общности: ✓ педагог – дети; ✓ родители (законные представители) - ребенок (дети); ✓ педагог - родители (законные представители). Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники ДОО стремятся: 13 ✓ быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; ✓ мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; ✓ поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; ✓ заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; ✓ содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; ✓ воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); ✓ учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; ✓ воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. 14 Кодекс нормы профессиональной этики и поведения: - педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; - улыбка – всегда обязательная часть приветствия; - педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; - педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; - тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; - уважительное отношение к личности воспитанника; - умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; - умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; - уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; - умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; - умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; - умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; - знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; - соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. 2.4 Социокультурный контекст Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурносодержательной основе Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. В МАДОУ №62 в реализации социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. Одним из современных требований к российскому образованию, изложенных в Концепции модернизации российского образования, является достижение нового качества образования, которое может быть достигнуто только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями социальных институтов. Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого, представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. Цель: создание открытого сообщества различных социальных институтов, позволяющего обеспечить повышение качества образовательной работы детского сада. Задачи: - расширение кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа); - формирование навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий; - воспитания уважения к труду взрослых; - обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях образования; 15 - обогащение образовательного процесса новыми педагогическими технологиями в области экологического воспитания дошкольников; - оптимизация образовательного процесса с целью расширения знаний дошкольников об окружающем мире; - научное сопровождение образовательного процесса, повышение уровня квалификации сотрудников. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. В целях повышения социокультурной компетенции детей дошкольного возраста с ними проводятся такие формы работы, как лектории, мастер-классы, творческие гостиные; организуется просмотр видеофильмов на темы культуры; изучаются учебно-методические материалы; проводятся экскурсии в музеи, на выставки; организуется участие детей дошкольного возраста в фольклорных праздниках, фестивалях народной культуры, выставках народных ремесел и т.д. В качестве форм и методов социокультурной направленности, ориентированных на развитие чувств и эмоций детей с учетом активной деятельной позиции используются следующие: • проведение целевых краеведческих прогулок и экскурсий по достопримечательным местам родного поселка; • просмотр презентаций и фильмов; • включение детей в активное проведение праздничных событий, связанных с жизнью поселка, района (памятные даты); • посещение музеев, выставок; • создание в условиях дошкольной образовательной организации уголков краеведения (книг, иллюстраций, макетов и коллажей); • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в поселке («Как правильно переходить дорогу», и др.); • вовлечение детей в трудовую деятельность на участках дошкольной образовательной организации и общественных мест поселка; • чтение произведений о малой родине, проведение тематических лекций, бесед о ее достопримечательностях, и т.д.; • участие в патриотических мероприятиях - возложение цветов к историческим памятникам, мемориалам, чествование ветеранов, социальные акции и т.д.; • привлечение детей к играм-экспериментированиям и исследовательской деятельности на основе краеведческого материала. Условиями социокультурного развития являются: привитие детям традиционных культурных эталонов, норм и правил поведения; создание предметно-развивающей среды; взаимодействие детского сада с родителями ребенка по социокультурному развитию детей дошкольного возраста; ознакомление детей с историей страны; обучение детей нормам межкультурного общения и т.д. 16 2.5 Задачи воспитания в образовательных областях Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО: 1) Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания: ✓ воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; ✓ воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; ✓ воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; ✓ содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном; ✓ воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции; ✓ создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; ✓ поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; ✓ формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. 2) Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает: ✓ воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; ✓ воспитание уважения к людям- представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; ✓ воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); ✓ воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. 3) Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает: ✓ владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; ✓ воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, обратном языке). 17 Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Природа», что предполагает: ✓ воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); ✓ приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»; ✓ становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка; ✓ формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-обратного способов его освоения детьми; ✓ создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). 5) Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: ✓ формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; ✓ становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами; ✓ воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. 2.6 Формы совместной деятельности в образовательной организации Работа с родителями (законными представителями). Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО. В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: 1. Информационные (например, устные журналы; ✓ рекламные буклеты, листовки; ✓ справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; ✓ информационные корзины, ящики; ✓ памятки и информационные письма для родителей; ✓ наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.). 2. Организационные: ✓ родительские собрания; ✓ анкетирование; ✓ создание общественных родительских организаций; 4) 18 ✓ ✓ ✓ конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.). 3. Просветительские: ✓ родительские гостиные; ✓ консультирование; ✓ тематические встречи; ✓ организация тематических выставок литературы; ✓ тренинги; ✓ семинары; ✓ беседы; ✓ дискуссии; ✓ круглые столы и др. 4. Организационно-деятельностные: ✓ совместные детско-родительские проекты; ✓ выставки работ, выполненные детьми и их родителями; ✓ совместные вернисажи; ✓ участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); ✓ совместное творчество детей, родителей и педагогов; ✓ создание семейного портфолио; ✓ помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; ✓ участие в ремонте и благоустройстве детского сада). 5. Участие родителей в педагогическом процессе: ✓ занятия с участием родителей; ✓ чтение детям сказок, рассказывание историй; ✓ беседы с детьми на различные темы; ✓ театральные представления с участием родителей; ✓ сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; ✓ участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья, Благотворительных марафонах и др.). 2.7 События образовательной организации Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. 19 Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах: - разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); - проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; - создание познавательных и творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из второго корпуса и т. д.). Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Построение образовательного процесса строится на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У воспитанников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к: ✓ Явлениям нравственной жизни ребенка; ✓ Окружающей природе; ✓ Миру искусства и литературы; ✓ Традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям; ✓ Событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной посёлок, день народного единства, день защитника отечества и др.); ✓ Сезонным явлениям; ✓ Народной культуре и традициям. Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию 20 оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития. 2.8 Совместная деятельность в образовательных ситуациях Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОО. К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в ДОО относятся: ✓ ситуативная беседа, рассказ; ✓ социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; ✓ чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; ✓ разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюдыинсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; ✓ организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное), экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок; ✓ игры и игровые ситуации. 2.9 Организация предметно-пространственной среды Предметно-развивающая среда в МАДОУ №62 выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Окружающий предметный мир пополняется, обновляется в соответствии с возрастными возможностями ребёнка. Среда детского сада обеспечивает: - максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада (группы, участка); - наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности; - охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития; 21 - возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах; ⎯ двигательную активность детей, а также возможности для уединения; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учёт возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возрастов. Оборудование помещений безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Предметно-пространственная среда отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику ДОО и включает: - оформление помещений; - оборудование; - игрушки. Предметно-пространственная среда отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы Российского государства, Республики Бурятия, города Улан-Удэ и МАДОУ №62. Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которой находится организация. Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира. Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями бурятской региональной культурной традицией. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. Игрушки, материалы и соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста. Подробное описание в ОП МАДОУ №62 «Малыш» стр. 112-118 https://bur-madou6.tvoysadik.ru/upload/tsbur_madou_6_new/files/82/da/82da788ce1ada5e56402e5876fb4d22e.pd f 2.10 Социальное партнерство Республика Бурятия расположена в восточной части России, граничит с Забайкальским краем, Иркутской областью, с республикой Тыва и Монголией. Социально22 исторические условия региона обусловили многонациональный состав населения города Улан-Удэ. ДОО учитывает эти факторы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. МАДОУ №62 сотрудничает с: Наименование учреждения Направления совместной деятельности СОШ № 64 и №41 - экскурсии в школу; - совместные родительские собрания (администрация, учителя) Детская библиотека - экскурсии детей в библиотеку; - тематические беседы сотрудников библиотеки с детьми к юбилеям детских писателей, поэтов в ДОУ. ГАУЗ поликлиника №6 - комплекс озоровительно-профилактических мероприятий, консультаций; Русский драматический театр им. Н. Посещение спектаклей, совместные мероприятия, Бестужева просмотр выездных спектаклей МАУ ДО «Центр допризывной Конкурсы, совместные мероприятия, экскурсии подготовки и патриотического воспитания» г. Улан-Удэ Пожарная часть Экскурсии, беседы, мастер-классы Музей природы, Этнографический Посещение выставок, мастер-классов музей, Музей им. Сампилова Бурятский республиканский театр Посещение спектаклей, совместные мероприятия, кукол «Ульгэр» просмотр выездных спектаклей Фотостудия «Смайлик» Новогодняя фотосессия, репортажные сьемки III. Организационный раздел программы воспитания 3.1 Кадровое обеспечение В целях эффективной реализации Программы воспитания МАДОУ №62 укомплектовано квалифицированными кадрами: руководящими, педагогическими, учебновспомогательными, административно-хозяйственными. Реализация Программы осуществляется: ✓ педагогическими работниками в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ; ✓ учебно-вспомогательными работниками в группе в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ. МАДОУ №62 располагает квалифицированным педагогическим составом, позволяющим обеспечить достаточно высокий уровень подготовки воспитанников. Работу с дошкольниками в течение года осуществляли 19 педагогов: старший воспитатель – 1; воспитатели – 19; музыкальный руководитель – 2; учитель-логопед – 1; учитель бурятского языка – 1 инструктор по физическому воспитанию – 1. 23 В МАДОУ созданы кадровые условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Повышение квалификации педагогов осуществляется в соответствии требованиями законодательства, перспективным планом и запросами педагогов. Повышение квалификации педагогов является условием профессионального и личностного роста, залогом их успешной профессиональной деятельности. Педагоги и специалисты ДОУ обеспечивают выполнение воспитательного процесса в соответствии с Укладом, планированием работы, режимом дня, в ходе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. При реализации Программы воспитания используется потенциал основных и дополнительных образовательных программ, что позволяет включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям деятельность. Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ребенка. Реализации Программы воспитания в процессе ее проектирования и организации в ДОУ: Наименование должности (в Функционал, связанный с организацией и реализацией соответствии со штатным воспитательного процесса расписанием) Заведующий - руководит воспитательной деятельностью на уровне ДОУ - создает условия, позволяющие коллективу реализовать воспитательную деятельность; - ведет аналитическую работу по учету благоприятных факторов и условий, способствующих выполнению воспитательно - образовательного процесса и факторов, которые мешают данной работе; - контролирует исполнение управленческих решений, в т. ч. воспитательный процесс; контролирует наполнение официального сайта информацией о воспитательной деятельности; - создает необходимую инфраструктуру и условия для осуществления воспитательной деятельности; - развивает сотрудничество с социальными партнерами; - формирует у общественности устойчивое представление о положительном имидже ДОУ на основе достижений и результатов деятельности; - разрабатывает локальные акты, необходимых для организации воспитательной работы (положения, инструкции, должностные и функциональные обязанности. Старший воспитатель - проводить мониторинга состояния воспитательнообразовательной работы совместно с Педагогическим советом; 24 организует повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогов; - проводит анализ и контроль за деятельностью педагогических работников по реализации Программы воспитания; - контролирует и мотивирует педагогов к распространению накопленного собственного опыта и к заимствованию передового опыта воспитательной работы у педагогов других образовательных организациях; - контролирует и мотивирует педагогов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов; - развивает сотрудничество с социальными партнерами; - формирует у общественности устойчивое представление о положительном имидже ДОУ на основе достижений и результатов деятельности; - разрабатывает локальные акты, необходимых для организации воспитательной работы (проекты и Программы, в т. ч. воспитания и др.); Воспитатель - выполняет уклад ДОУ, соблюдает этические нормы и Инструктор по физической правила, служит примером, формируя тем самым культуре устойчивое положительное мнение об имидже ДОУ; Музыкальный - обеспечивает занятие воспитанников творчеством, медиа, руководитель физической культурой; Учитель- логопед - формирует у обучающихся активную гражданскую позицию, сохраняет и приумножает представления участников образовательных отношений о нравственных, культурных и научных ценностях современного общества, транслирует сохранение традиций ДОУ; - ведет работу по формированию общей культуры будущего школьника; - ведет работу по приобщению к здоровому образу жизни; – внедряет в практику воспитательной работы наиболее результативные формы работы с дошкольниками и их семьями; - транслирует и распространяет собственный опыт воспитательной работы в ДОУ, участвует в конкурсах и мероприятиях разного уровня. - заимствует передовой опыт воспитательной работы у педагогов других образовательных организациях и внедряет его в работу; - выполняет уклад ДОУ, соблюдает этические нормы и правила, служит примером, формируя тем самым устойчивое положительное мнение об имидже ДОУ. 25 Младший воспитатель - совместно с воспитателем обеспечивает занятие обучающихся творчеством, трудовой деятельностью; - участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника; - соблюдает уклад ДОУ, этические нормы и правила, служит примером, формируя тем самым устойчивое положительное мнение об имидже ДОУ. 3.2 Требования к условиям работы с особыми категориями детей Воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей. В ДОО создаются особые условия воспитания для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзия подразумевает готовность принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей: ✓ направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; ✓ учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; ✓ формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; ✓ создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; ✓ доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; ✓ участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. 26