19.11.2020
Главный тезис: Карманные
деньги -это те средства, распоряжаться которыми ребенок может по своему
усмотрению. Всегда надо помнить, что это не способ поощрения, а средство
развития определенных навыков, своеобразный инструмент -
такой же, как нож или вилка (для еды), молоток (для забивания гвоздей), лейка
(для поливки цветов).
Надо
напоминать ребенку почаще, что деньги -это средство для получения чего-то,
а не цель сама по себе. (Многие дети мечтают стать богатыми, лучше, если они будут мечтать
иметь деньги, чтобы построить корабль, открыть школу, путешествовать и т.д.) Обязательно надо интересоваться, куда потрачены
деньги или оплачены ли необходимые расходы. Однако нельзя настаивать на
полном отчете о личных тратах -надо уважать тайны ребенка, его возможные
промахи. Если он потратил свои деньги «не так» - надо объяснить, как надо (или
как сделали бы вы) и почему именно так. Не надо жалеть ребенка, если он ошибся
(не так потратил, обсчитался и т.д.). Лучше обсудить, почему так получилось,
что он не учел, посочувствовать, никогда не
предлагать финансовую компенсацию, ограничиться психологической. Если
потерял - никогда не ругать, иначе он будет бояться «связываться с
деньгами». Сказать просто, что с вами такое тоже бывало, и не раз.
Система штрафов - что-то вроде деловой игры, когда убытки хоть и не смертельные, но весьма неприятные. Такая игра может послужить неплохой диагностической процедурой для ребенка. Это покажет, насколько он готов к материальной ответственности за свои действия, насколько внимателен, самостоятелен и справедлив к потребностям других. Как считает Орлова И.Ю., дети знакомятся с понятием «штраф» в общественном транспорте, когда некоторые люди не платят за билет. Обычно первое упоминание о штрафах возникает в случае, когда вы даете ребенку деньги в долг. Если вы дали ребенку денег в долг -обязательно требуйте возврата всей суммы в срок. Сразу надо оговорить штрафные проценты (пени) и не стесняться настаивать на их выплате. Пусть ребенок поймет, что за невыполненные обязательства надо платить. Лучше закрепить свое соглашение письменно (распиской). (Это повышает ответственность ребенка за данное слово и позволит ему в будущем внимательнее относиться к чужим обещаниям, настаивать на соблюдении юридических норм).
Итак, что же дает детям система
самостоятельного распоряжения деньгами? По
материалам Золотаревой А.В. это:
Ø умение считать (в прямом
арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
Ø знание о соотношении стоимости вещей
(услуг);
Ø умение выбирать (между двумя
«хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.). Умение
выбирать развивает мышление и способности анализировать;
Ø умение отказываться (от менее
нужного, от некачественного, от менее ценного — и соответственно
определять приоритеты);
Ø повышение самооценки, чувства
собственного достоинства. Как любой навык (знание, умение) -новый опыт
прибавляет уверенности («Я сам что-то решаю»).
Мера психологической зрелости - то мера ответственности. Чтобы
почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление
себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок -последствия
-осознание -понимание -развитие -психологическая
зрелость , уже более зрелый поступок;
Ø познание себя. Иногда дети с
удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так
беспомощны, как предполагали — все это ведет к рефлексии;
Ø познание других. Чем раньше ребенок
осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для
дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем.
Уважение интересов других -тоже важно. Осознав, как иногда трудно лишиться
части своей собственности, не будет претендовать на собственность другого (в том
числе и на вашу);
Ø радость благотворительности,
безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку
пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому
отнесется (хороший тест для родителей - кого же мы вырастили? Что нас ждет
в старости?);
Ø возможность проявить себя «на
равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание,
возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь -база для становления
субъектности ребенка;
Ø знакомство с основными финансовыми понятиями -
«долговое обязательство», «кредит», «договор»,
«расписка» и т.д. Современному человеку наряду со знанием компьютера и
иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в
финансовой сфере. Рынок есть рынок... К тому же не исключен вариант, что
обучение отношениям с деньгами станет для ребенка первой ступенькой в выборе
сферы профессиональной деятельности;
Ø умение просчитывать свои действия,
видеть последствия того или иного решения.
Анализируя все вышеизложенное, можно
сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического
воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность
применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных
учреждениях, но и в семье.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.11.2020
Дата обновления: 29.11.2020
Дата публикации: 19.11.2020