17.01.2023
Грамотная,
чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается
благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь
такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
У
ребенка дошкольного возраста органы речи развиты слабо, поэтому ему следует помочь подготовить
мышцы. Уже с младенчества ребенок
проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком,
губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения
и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики
органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание
способствует развитию крупных мышц. Точность, сила и разнообразие движений мелких
мышц развиваются у ребенка постепенно на
протяжении всего дошкольного детства и соответствующим образом влияют на процесс
говорения.
Для
многих из нас гимнастика для тела - дело привычное и знакомое. Понятно ведь,
для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А
вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? А ведь среди всех
органов речи язык – главная мышца. И для него, как и для всякой мышцы,
гимнастика просто необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы
выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Мы,
взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними
зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку
необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно
упражняясь.
Одним
из главных помощников для всех нас в этом деле является артикуляционная гимнастика.
Детям
3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное
произношение.
Дети
5-ти, 6-ти лет: смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже
сложившееся неправильное звукопроизношение.
Почти
все дети дошкольного возраста (до 90% от всех детей дошкольного возраста) имеют
речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков,
большинство из которых носят временный,
непостоянный характер. Исключение составляют дети до 5 лет с нормой возрастного
или физиологического косноязычия, после 5 лет – наступает патология.
И,
если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в школе; возникают сложные речевые нарушения,
тяжело поддающиеся коррекции. Недостатки произношения отягощают и эмоционально-психическое
состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта
проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься
артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения артикуляционной гимнастики, с основными требованиями.
Вопрос воспитателям: Что
такое - артикуляционная гимнастика?
АГ – совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих
участие в речи.
Цель АГ: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно
ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше
выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям
более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых
двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для
повторения и закрепления.
2. В комплексе
должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических. Начинают
гимнастику со статических упражнений, они
выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном
положении), далее переходят к
динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется
2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в
дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10 - 15 раз.
4. При
отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к
более сложным. Проводить их лучше
эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой
образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети
не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько
названий. Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок,
шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя,
так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и
ноги находятся в спокойном положении. Размещать
детей надо так, чтобы все
они видели лицо педагога.
Педагог дает
инструкцию по выполнению упражнения: инструкции
надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот,
подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки
кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует
длительной и систематической работы.
6. Артикуляционная
гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае
новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше перед
приемом пищи или через час после трапезы).
Что
необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент,
приемы, знать, как правильно выполняются упражнения)
Сначала
при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов
артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся
непринужденными и вместе с тем координированными.
В
процессе выполнения гимнастики важно помнить
о создании положительного
эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает
неправильно, лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился
быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться
подниматься кверху»)..
Правильному
выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие
пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко
ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.
Немаловажным
моментом является и навык ориентирования в пространстве: может ли ребенок
показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу;
различает ли он правую или левую руки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2021
Дата обновления: 24.01.2023
Дата публикации: 17.01.2023