14.02.2024
Многие родители,
специалисты считают, что если у ребенка есть проблемы в школьной успеваемости,
затрудняется при усвоении письма, счета, чтения, неуклюжесть в поведении и
неуверенность в поведении, это напрямую зависит от плохого воспитания или лени
самого ребёнка. Но это не всегда так, эта проблема, которая требует к себе
пристального профессионального внимания. И впервые об этой проблеме, начала
говорить и писать американский эрготерапевт Дж. Айрес (1920-1989). Она
разработала теорию сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к
функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной
информации с поведением и обучением ребёнка.
Сенсорная
интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и
обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы:
зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную и
вестибулярную. Цель этого процесса является планирование и выполнение
соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или
внутренний. Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких,
овладеть различными предметами в повседневной жизни.
Начиная с
рождения, ребёнок получает информацию через свои ощущения и по мере взросления
он развивает способность адекватно воспринимать, модулировать и различать
сенсорную информацию. Благодаря этой эффективной обработке формируется
правильная регуляция эмоций, социальные навыки, игровые навыки, эффективная
мелкая и грубая моторика. Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно
влиять на способность ребёнка правильно выполнять задания, координировать
двигательные реакции, планировать последовательность задач, развивать
социальные навыки, выполнять работу в группе, в классе, развивать навыки
самообслуживания, участвовать в жизни семьи. Для решения этих проблем,
специалисты используют метод сенсорной интеграции, в основе которого лежит
понимание динамического взаимодействия всех сенсорных систем.
Как показывает
практика, что данный метод используют с детьми и подростками, которые имеют
специфические диагнозы. Однако, этот
метод можно также применять и с детьми от рождения до подросткового возраста,
не имеющих определенного диагноза. Сенсорная интеграция нужна всем детям. Не важно, говорим ли
мы об обычном ребенке или ребенке с особыми возможностями здоровья. Абсолютно
всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и
интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных
ответов.
На базе нашего детского
сада, мы используем метод сенсорной интеграции с детьми, которые не имеют
диагнозов, с целью – усилить или сбалансировать возможность центральной нервной
системы обрабатывать внешние стимулы.
Так, при
пониженной чувствительности вестибулярной функции ребенок испытывает
потребность в том, чтобы качаться, поворачиваться
и кружиться.
В этом случае на
помощь придут гамаки, которые установлены прямо в групповом помещении.
Специальный сенсорный гамак сшит из очень эластичного материала. Забираясь в
него, ребенок испивает чувство невесомости, свободы, парения. И при этом –
удивительного комфорта и безопасности в
мягких, но надежных «объятиях» гамака. Качели
и карусели на прогулочных участках, а также игры в мяч, хождение по
лестницам и всевозможным бордюрам.
При повышенной же чувствительности
вестибулярной функции у ребёнка возникают сложности при
спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для корректировки такого
отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие, использовать
визуальные подсказки.
Так же в ДОУ мы активно используем чулок
– Чудик с целью усиления проприоцептивной обратной связи. Чулок - Чудик хорошо
подходит для игровых, развивающих занятий с детьми, он сшит из специальной эластичной ткани,
которая помогает совершать ребенку любые превращения и тренироваться в
различных сверхспособностях. В нём можно кувыркаться, кататься, можно
превратиться в привидение или любого животного, от малого до великого.
Чулок-Чудик
оказывает глубокое давление на руки и ноги, заставляет сопротивляться, тем
самым стимулируя проприоцептивную систему. Это помогает ребенку прочувствовать
свое тело, осознать его границы и положение в пространстве.
Стульчик – каталка
деревянная доска с колесиками, которая
помогает детям развивать вестибулярную систему и систему, отвечающую за
распознавание положения тела в пространстве (проприоцептивную). Ребёнок совершает движение, которое
перемещает его тело с одной стороны на другую. Он как бы пересекает «среднюю
линию», которая находится посередине «центра управления» правым и левым
полушарием. Привычное повторение таких движений улучшает связь между
полушариями детского мозга. Это способствует гармоничному и всестороннему
развитию ребёнка.
Для стимуляции
работы пальцев (развитие мелкой моторики) подойдет различная упаковочная тара,
которую можно распаковывать по-разному. Для игр на развитие тонких координированных движений рук
подходят всевозможные банки, чашки, вазы и
т.д.
В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие
тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта.
Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы
помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, мы оборудовали для своих малышей в детском саду комнату,
которую назвали «Мир на ощупь». В данной комнате дети развивают свои тактильные ощущения. Так как на ощупь
можно определить разные свойства и состояния предмета: его вес, толщину,
высоту, холодный это предмет или горячий, мягкий или твердый и т.д.
Таким образом, мы не только наполняем
детей необходимыми ощущениями, но и укрепляем их физическое состояние, улучшаем
эмоциональный фон, развиваем как мелкую, так и крупную моторику, тренируем
вестибулярный аппарат (успех качественного освоения письма), готовим ребенка к
большим достижениям!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.02.2022
Дата обновления: 13.12.2024
Дата публикации: 14.02.2024