Сенсорная интеграция: как научить ребенка чувствовать правильно

14.02.2024


Многие родители, специалисты считают, что если у ребенка есть проблемы в школьной успеваемости, затрудняется при усвоении письма, счета, чтения, неуклюжесть в поведении и неуверенность в поведении, это напрямую зависит от плохого воспитания или лени самого ребёнка. Но это не всегда так, эта проблема, которая требует к себе пристального профессионального внимания. И впервые об этой проблеме, начала говорить и писать американский эрготерапевт Дж. Айрес (1920-1989). Она разработала теорию сенсорной интеграции, основанная на системном подходе к функционированию мозга, помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную и вестибулярную. Цель этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний. Правильное взаимодействие всех сенсорных систем позволяет человеку выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о себе и своих близких, овладеть различными предметами в повседневной жизни.

Начиная с рождения, ребёнок получает информацию через свои ощущения и по мере взросления он развивает способность адекватно воспринимать, модулировать и различать сенсорную информацию. Благодаря этой эффективной обработке формируется правильная регуляция эмоций, социальные навыки, игровые навыки, эффективная мелкая и грубая моторика. Проблемы в сфере сенсорной интеграции могут негативно влиять на способность ребёнка правильно выполнять задания, координировать двигательные реакции, планировать последовательность задач, развивать социальные навыки, выполнять работу в группе, в классе, развивать навыки самообслуживания, участвовать в жизни семьи. Для решения этих проблем, специалисты используют метод сенсорной интеграции, в основе которого лежит понимание динамического взаимодействия всех сенсорных систем.

Как показывает практика, что данный метод используют с детьми и подростками, которые имеют специфические диагнозы. Однако,  этот метод можно также применять и с детьми от рождения до подросткового возраста, не имеющих определенного диагноза. Сенсорная интеграция нужна всем детям. Не важно, говорим ли мы об обычном ребенке или ребенке с  особыми возможностями здоровья.  Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов. 

На базе нашего детского сада, мы используем метод сенсорной интеграции с детьми, которые не имеют диагнозов, с целью – усилить или сбалансировать возможность центральной нервной системы обрабатывать внешние стимулы.

Так, при пониженной чувствительности вестибулярной функции ребенок испытывает потребность в том,  чтобы качаться, поворачиваться и кружиться.

В этом случае на помощь придут гамаки, которые установлены прямо в групповом помещении. Специальный сенсорный гамак сшит из очень эластичного материала. Забираясь в него, ребенок испивает чувство невесомости, свободы, парения. И при этом – удивительного комфорта и безопасности  в мягких, но надежных «объятиях» гамака. Качели  и карусели на прогулочных участках, а также игры в мяч, хождение по лестницам и всевозможным бордюрам.

При повышенной же чувствительности вестибулярной функции у ребёнка возникают сложности при спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для корректировки такого отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие, использовать визуальные подсказки.

 Так же в  ДОУ мы активно используем чулок – Чудик с целью усиления проприоцептивной обратной связи. Чулок - Чудик хорошо подходит для игровых, развивающих  занятий с детьми,  он сшит из специальной эластичной ткани, которая помогает совершать ребенку любые превращения и тренироваться в различных сверхспособностях. В нём можно кувыркаться, кататься, можно превратиться в привидение или любого животного, от малого до великого.Хочу такой сайт

Чулок-Чудик оказывает глубокое давление на руки и ноги, заставляет сопротивляться, тем самым стимулируя проприоцептивную систему. Это помогает ребенку прочувствовать свое тело, осознать его границы и положение в пространстве.

Стульчик – каталка   деревянная доска с колесиками, которая помогает детям развивать вестибулярную систему и систему, отвечающую за распознавание положения тела в пространстве (проприоцептивную). Ребёнок совершает движение, которое перемещает его тело с одной стороны на другую. Он как бы пересекает «среднюю линию», которая находится посередине «центра управления» правым и левым полушарием. Привычное повторение таких движений улучшает связь между полушариями детского мозга. Это способствует гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. 

Для стимуляции работы пальцев (развитие мелкой моторики) подойдет различная упаковочная тара, которую можно распаковывать по-разному. Для игр на развитие тонких координированных движений рук подходят всевозможные банки, чашки, вазы и  т.д.

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств,  мы оборудовали  для своих малышей в детском саду комнату, которую назвали «Мир на ощупь». В данной комнате дети развивают  свои тактильные ощущения. Так как на ощупь можно определить разные свойства и состояния предмета: его вес, толщину, высоту, холодный это предмет или горячий, мягкий или твердый и т.д.

Таким образом, мы не только наполняем детей необходимыми ощущениями, но и укрепляем их физическое состояние, улучшаем эмоциональный фон, развиваем как мелкую, так и крупную моторику, тренируем вестибулярный аппарат (успех качественного освоения письма), готовим ребенка к большим достижениям!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.02.2022

Дата обновления: 13.12.2024

Дата публикации: 14.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».