07.04.2022
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда
этапов.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую
деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания, у него
формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской
деятельности.
Сегодня для приобщения детей к чтению художественной литературы в каждой
группе любого детского сада имеется книжный уголок или литературный центр.
Наша задача сделать этот центр действительно интересным, полезным детям,
чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, а дети
имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои
литературные интересы.
В оформлении центра литературного чтения каждый педагог может
проявить индивидуальный вкус и творчество.
Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, — это
удобство и целесообразность.
Литературный цент должен находиться на хорошо освещённом естественным
светом месте, которые по возможности расположены далеко от активных игровых
зон.
В центре литературного
чтения необходимо предусмотреть полочки или витрины, на которых
выставляются книги, репродукции с картин известных художников, иллюстрации.
Подбор художественной литературы должен соответствовать программе и
возрастным особенностям детей.
Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг,
альбомов. В нем можно хранить персонажи и декорации для игр драматизаций.
Кроме того, центр литературного чтения должен быть уютным,
привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному
общению с книгой.
Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми
любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого
рождения малыша.
В младших группах в литературном уголке находится немного книг –
4 - 5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих
же книг, книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам,
объемом не более 5 листов, книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки,
открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.).
В первой младшей группе нашего детского сада реализовывался проект
«Страна игрушек А. Барто»
Во второй младшей группе
добавляются книги с обычной листовой структурой, сюжетные картинки по сказкам,
программным произведениям.
В средней группе размещаются знакомые сказки,
рассказы о природе, животных и т.п. (4 - 6 книг, остальные - в шкафу), книги с
одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками, альбомы
дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена
года», открытки для рассматривания по произведениям портреты писателей,
тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей»
и др. (1 раз в квартал), материал для ремонта книг.
В старших и подготовительных группах нашего детского
сада литературный центр входит в такой средовой элемент как
«Лаборатория грамотности».
«Лаборатория грамотности» включает в себя: литературный центр, уголок «Раз
словечко, два словечко» и мастерскую «Территория творчества».
В старшем дошкольном возрасте в литературном центре находится 10
- 12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но
иллюстрированные разными художниками), в подготовительной к школе группе может
быть неограниченное количество книг, портреты писателей, энциклопедии («умные»
книжки), наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок,
литературных произведений, мультфильмов, тематические выставки «Веселые
книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную
тему.
В уголке «Раз словечко, два словечко» находятся Разнообразные
дидактические игры по обучению грамоте, в т.ч. игра «Кубики историй» на основе
техники «сторителлинг», дидактическое пособие для составления синквейна,
дидактические пособия «Посели звук», «Телевизор», детская типография.
В книжном уголке дети любят проводить время, рассматривая интересные
иллюстрации. Дети с удовольствием берут книги, но только
рассматривают картинки, т. к. не умеют читать. Мы нашли выход из этой ситуации,
вместе с детьми мы наклеили QR коды на книги с их любимым произведениям. Теперь
дети могут прослушать любимую аудио сказку, рассматривая иллюстрации
В программе «Вдохновение» есть очень интересный набор «Детская типография»
познакомились мы с ней в прошлом году, как с уникальным способом в формировании
предпосылок грамотности и правильной речи у детей дошкольного возраста.
«Детская типография» несёт в себе не только развлекательную, но и развивающую
функцию
Этот вид работы с буквами действительно очень интересен и необычен как
детям, так и взрослым. С помощью типографии мы с воспитанниками
выпускаем книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных
взрослыми, иллюстрированные самими детьми.
В мастерской «Территория творчества» находится бумага разного цвета и формата, краски, фломастеры, карандаши, шнурки, тесемки, ленточки, клей, скотч
для скрепления листов (для рисования, создания книжек,
закладок, коллажей, мультфильмов из серии рисунков).
Технические приспособления (дырокол (простой и фигурные), степлер.
Пособие «Экран историй», предназначено для детей старшего дошкольного
возраста; состоит из основы с окном в виде телевизора, по бокам длинные
деревянные ручки, к которым крепится лента из склеенных листов формата А4.
Для работы с пособием можно распечатать и склеить готовые картинки сказки
или мультфильма, а также с детьми придумать, нарисовать и склеить авторскую
сказку или мультфильм. Дети крутят деревянные ручки перематывая картинки как
диафильм, по ходу действия описывая что происходит на картинке
объединяя в единый сюжет.
Буккроссинг – это социальное движение «книголюбов», книговорот, постепенно набирающее обороты в
России.
Целью буккроссинга является пропаганда чтения, повышение интереса к книгам,
возрождение интереса к чтению, традициям семейного чтения.
Что такое буккроссинг? Это обмен различными книгами. Его идея довольно
проста – «Прочитал книгу сам – передай другому». Буккроссинг (англ.
bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит «перемещение книг»
или книговорот.
Дети вместе с родителями приносят книги из дома выставляют их на полки в
коридоре нашего детского сада. Сами могут взять домой для чтения любую книгу с
полки.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес
к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для
детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать о книге и помогать при
анализе произведения.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений,
с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку
понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию
окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные)
представления.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской
грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
· эмоциональную отзывчивость;
· активность и объективность читательского
воображения;
· умение пересказывать;
· аналитическое умение (вопросы к
тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
· осмысление
художественной формы на уровне детали и композиции.
Конечно же мы понимаем,
что каждый ребенок научится читать сам. Просто читать написанное. Но читать
вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную
информацию может далеко не каждый ученик. Таким образом, уметь читать и читать
грамотно – не одно и то же.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2022
Дата обновления: 25.04.2022
Дата публикации: 07.04.2022