Использование литературного центра группы, для раннего развития читательской грамотности

07.04.2022

   

 Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания, у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Сегодня для приобщения детей к чтению художественной литературы в каждой группе любого детского сада имеется книжный уголок или литературный центр.

Наша задача сделать этот центр действительно интересным, полезным детям, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, а дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

В оформлении центра литературного чтения каждый педагог может проявить индивидуальный вкус и творчество.

Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, — это удобство и целесообразность.

Литературный цент должен находиться на хорошо освещённом естественным светом месте, которые по возможности расположены далеко от активных игровых зон.

       В центре литературного чтения необходимо предусмотреть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников, иллюстрации.

Подбор художественной литературы должен соответствовать программе и возрастным особенностям детей.

     Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов. В нем можно хранить персонажи и декорации для игр драматизаций.

Кроме того, центр литературного чтения должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Работу над словом необходимо начинать с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко используются с самого рождения малыша.

 В младших группах в литературном уголке находится немного книг – 4 - 5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг, книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов, книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.). 

 В первой младшей группе нашего детского сада реализовывался проект «Страна игрушек А. Барто»

       Во второй младшей группе добавляются книги с обычной листовой структурой, сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

В средней группе  размещаются  знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4 - 6 книг, остальные - в шкафу), книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками, альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года», открытки для рассматривания по произведениям портреты писателей, тематические выставки «Сказки», «Времена  года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал), материал для ремонта книг.

В старших и подготовительных группах нашего детского сада   литературный центр входит в такой средовой элемент как «Лаборатория грамотности».

«Лаборатория грамотности» включает в себя: литературный центр, уголок «Раз словечко, два словечко» и мастерскую «Территория творчества».

В старшем дошкольном возрасте в литературном центре находится  10 - 12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками), в подготовительной к школе группе может быть неограниченное количество книг, портреты писателей, энциклопедии («умные» книжки), наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов, тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

В уголке «Раз словечко, два словечко» находятся Разнообразные дидактические игры по обучению грамоте, в т.ч. игра «Кубики историй» на основе техники «сторителлинг», дидактическое пособие для составления синквейна, дидактические пособия «Посели звук», «Телевизор», детская типография.

В книжном уголке дети любят проводить время, рассматривая интересные иллюстрации.   Дети с удовольствием берут книги, но только рассматривают картинки, т. к. не умеют читать. Мы нашли выход из этой ситуации, вместе с детьми мы наклеили QR коды на книги с их любимым произведениям. Теперь дети могут прослушать любимую аудио сказку, рассматривая иллюстрации

В программе «Вдохновение» есть очень интересный набор «Детская типография» познакомились мы с ней в прошлом году, как с уникальным способом в формировании предпосылок грамотности и правильной речи у детей дошкольного возраста. «Детская типография» несёт в себе не только развлекательную, но и развивающую функциюХочу такой сайт

Этот вид работы с буквами действительно очень интересен и необычен как детям, так и взрослым.  С помощью типографии мы с воспитанниками выпускаем книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми.

В мастерской «Территория творчества» находится бумага разного цвета и формата, краски, фломастеры, карандаши, шнурки, тесемки, ленточки, клей, скотч для скрепления листов (для рисования, создания книжек, закладок, коллажей, мультфильмов из серии рисунков). Технические приспособления (дырокол (простой и фигурные), степлер.

Пособие «Экран историй», предназначено для детей старшего дошкольного возраста; состоит из основы с окном в виде телевизора, по бокам длинные деревянные ручки, к которым крепится лента из склеенных листов формата А4.

Для работы с пособием можно распечатать и склеить готовые картинки сказки или мультфильма, а также с детьми придумать, нарисовать и склеить авторскую сказку или мультфильм. Дети крутят деревянные ручки перематывая картинки как диафильм, по ходу действия описывая что   происходит на картинке объединяя в единый сюжет.

 Буккроссинг – это социальное движение «книголюбов», книговорот, постепенно набирающее обороты в России.  

Целью буккроссинга является пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, традициям семейного чтения.

Что такое буккроссинг? Это обмен различными книгами. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому». Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит «перемещение книг» или книговорот.

Дети вместе с родителями приносят книги из дома выставляют их на полки в коридоре нашего детского сада. Сами могут взять домой для чтения любую книгу с полки.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

·     эмоциональную отзывчивость;

·     активность и объективность читательского воображения;

·      умение пересказывать;

·      аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;

·       осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Конечно же мы понимаем, что каждый ребенок научится читать сам. Просто читать написанное. Но читать вдумчиво, оценивать качество и значимость текста, извлекать из текста нужную информацию может далеко не каждый ученик. Таким образом, уметь читать и читать грамотно – не одно и то же.

    

Просмотров всего: , сегодня:

Читательская грамотность.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 25.04.2022

Дата обновления: 25.04.2022

Дата публикации: 07.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».