17.10.2023
Еще знаменитый психолог Л.С. Выготский отмечал высокое значение игры для полноценного психического развития личности. Он разработал систему периодизации возрастов, где указал, что основная деятельность ребенка (с 2 до 7 лет) – это игра, которая не просто глупое развлечение, а основная цель и задача маленького человека. Впоследствии именно игровой опыт станет крепким «фундаментом» для учебной, а потом и трудовой деятельности.
«Вершиной» игр Выготский считал сюжетные и ролевые игры, которые дети при нормальном развитии начинают осваивать с 1,5–2 лет. Сначала это совсем простые сюжеты «Покорми Мишку», «Уложи куклу спать», которые постепенно усложняются, обрастают деталями и превращаются в настоящие спектакли.
Благодаря ролевым играм ребенок не только развивает воображение и природную смекалку, но и обретает социальные навыки общения.
Если же попытаться «перепрыгнуть» этап игры и сразу приступать к интеллектуальному развитию, психический рост малыша может затормозиться, что в дальнейшем аукнется серьезными
проблемами подростков и взрослых, которые «не доиграли» в детстве, зачастую не сформирована способность прослеживать причинно-следственную связь между теми или иными явлениями, они плохо разбираются в отношениях и психологии людей, им сложнее адаптироваться в коллективе, дружить, любить, строить семью.
Игра – не просто инструмент воспитания, это еще и метод преодоления психологических трудностей: чрезмерной агрессивности, застенчивости, страхов, неуверенности и т. п.
И здесь безусловное значение имеет выбор игрушки, поскольку далеко не все современные игрушки оказывают положительное воздействие. Приобретая ребенку очередной подарок, обратите внимание, чтобы он соответствовал не только всем стандартам качества, но и подходил малышу по возрасту и по психологическим параметрам.
Почему же игра так сильна? Всё дело в том, что игра для детей – привычная стихия, наиболее органичный вид деятельности и общения, ведь «в игровом мире» ребенок не скован условностями и может свободно выражать себя. Поэтому любые сюжеты, которые ребенок проживает в игре, он осваивает легко и ненавязчиво. Так, посредством игры дети могут почерпнуть уникальный опыт социального общения и прочувствовать различные жизненные ситуации. Причем проживают дети эти обстоятельства условно, а значит, в гораздо менее травмирующей форме.
Можно сказать, что, играя, малыши получают своего рода «прививку», и в будущем, когда они в реальной жизни столкнутся с подобной историей, они отреагируют оптимальным образом.
детский психолог Лариса Захарова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.12.2022
Дата обновления: 07.12.2023
Дата публикации: 17.10.2023