20.10.2023
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым
условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В
детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно
привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу.
Играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другие – никак не могут оторваться
от мамы. Цепляются за нее, громко плачут и боятся заходить в группу. Какой
будет адаптация в детском саду – зависит от родителей, воспитателей и самого
ребенка.
СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА
Можно выделить три степени адаптации в детском саду:
легкую, среднюю и тяжелую. Какая из них будет происходить с конкретным
ребенком, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений
воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.
ЛЕГКАЯ
Легкая адаптация к детскому саду проходит в короткие сроки:
в течение 2-4 недель малыш привыкает к садику, не боится туда идти и с радостью
отправляется в группу. О такой степени адаптации можно судить по следующим
признакам:
·
малыш спокойно заходит в детский сад и группу,
без плача и истерик;
·
с радостью общается с воспитателями,
не прячется от них, не боится смотреть им в глаза, может спокойно сказать им о
своей потребности в данный момент;
·
успешно контактирует с ребятами из группы;
·
адекватно реагирует на словесные поощрения или
порицания со стороны педагогов;
·
если уже умеет говорить, то эмоционально
рассказывает родителям о том, что сегодня происходило в садике.
СРЕДНЯЯ
Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на
более длительное время – до полутора месяцев. Малыш при этом плачет или злится,
когда идет в детский сад, не всегда хочет отправляться в группу, но тем не
менее вливается в коллектив и новую жизнь, хоть и медленно. На такой уровень
адаптации указывают признаки:
·
ребенок мало ходит в сад и часто болеет;
·
тяжело расстается с мамой, не хочет ее
отпускать, плачет некоторое время после ее ухода из сада;
·
через короткое время успокаивается и начинает
играть с другими детьми;
·
соблюдает распорядок учреждения;
·
адекватно реагирует на положительные и
отрицательные высказывания педагога о его поведении и действиях.
ТЯЖЕЛАЯ
Тяжелая адаптация в детском саду характерна детям с высокой
чувствительностью, низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью.
Привыкание в этом случае может длиться от пары месяцев до нескольких лет,
иногда малыш так и не приспосабливается к детскому учреждению и родителям
приходится забирать его на домашнее воспитание. Такая степень адаптации встречается
достаточно редко. Признаки, по которым можно ее определить:
·
отсутствие контакта с воспитателями и
сверстниками более, чем в течение двух месяцев;
·
плач, ступор или агрессия длительное время после
ухода родителей – более часа;
·
отказ от принятия распорядка детского сада: не
ест, не спит, не участвует в развивающей и образовательной деятельности, не
играет с детьми;
·
слезы, испуг или агрессия в ответ на слова
педагогов.
Способы преодоления тяжелой адаптации заключаются в
своевременном обращении к психологу, постоянном контакте с ребенком и
воспитателями, установлении доверительных отношений с малышом. Иногда полезно
взять паузу в посещении ДОУ на 1-2 месяца.
В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к
детскому саду, родителям и педагогам необходимо выстраивать свои пути
взаимодействия с малышом: одного нужно просто поддержать, другого – подбодрить,
третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию
поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация крохи к
садику закончится, и он будет ходить туда боле спокойно.
ВИДЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
Виды адаптации в детском саду также бывают разные в
зависимости от того, какую стратегию поведения избирает ребенок. Одни сначала
долго плачут, а через пару недель с радостью идут в группу, другие – сначала с
энтузиазмом включаются в занятия и игры, а через некоторое время – никак не
могут отпустить маму из раздевалки. То, какая адаптация будет у конкретного
крохи, зависит от его индивидуальных особенностей.
АКТИВНАЯ
Адаптация к детскому саду этого вида встречается наиболее
часто. Ребенок в первые две-три недели чувствует беспокойство: переживает,
когда идет в сад, плачет при расставании с родителями, грустит о том, что
завтра – снова нужно идти к ребятам. Но в скором времени слез становится
меньше, малыш начинает чувствовать себя в безопасности, все более уверенно идет
на контакт с воспитателями и ребятами.
ПАССИВНАЯ
Такая адаптация ребенка к детскому саду часто остается
незамеченной родителями. Дело в том, что в садик малыш ходит практически без
проблем: не закатывает истерик, не рыдает в раздевалке, не цепляется за маму.
Но у него меняется то, что, казалось бы, и не относится к детскому саду:
портится сон и
аппетит, повышается утомляемость, капризность по вечерам. Эти симптомы проходят
через несколько недель и состояние ребенка налаживается.
ОТЛОЖЕННАЯ
Адаптация ребенка в детском саду этого вида обычно сильно
разочаровывает родителей. В первые 2-3 недели малыш, кажется, успешно идет в
сад: не льет слезы, не отказывается от сна и еды, отлично контактирует с
участниками образовательного процесса. Но однажды наступает день, когда ребенок
ведет себя так, как вели себя на начальных этапах дети с активной адаптацией:
рыдает, никак не отпускает маму, не хочет идти в садик, не желает общаться с
педагогами и играть с детьми. Дальнейший процесс обычно проходит по типу
активной адаптации детей к детскому саду.
ПРОВАЛЕННАЯ
Этот вид предполагает, что ребенок так и не смог
привыкнуть, или период адаптации в детском саду затянулся на годы. Малыш не
успокаивается с воспитателями и ребятами после ухода родителей, не соблюдает
режим учреждения, не участвует в играх и занятиях, отказывается от еды и сна в
детском саду. Это состояние чаще всего перетекает и в школу: первоклассник
очень тяжело привыкает к новой роли.
От того, как прошла адаптация в детском саду, зависит
дальнейшая жизнь ребенка. Это определяет, как он будет устанавливать контакты,
взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.10.2023
Дата обновления: 27.10.2023
Дата публикации: 20.10.2023