Технология «Виммельбух» - эффективное средство речевого развития дошкольников

21.03.2023

Евдокимова Татьяна Демьяновна,

старший воспитатель

Галсанова Жаргалма Енхобоевна,

учитель бурятского языка

МАДОУ  детский сад №62 «Малыш»

РБ, г. Улан-Удэ

 

Технология  «Виммельбух» - эффективное средство

речевого развития  дошкольников

 

Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Формирование связной речи у детей в речевом и психическом развитии сложный процесс. Развитие связной речи должно рассматриваться не только как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми, что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, составление рассказов по картине, создание разных видов творческих рассказов. Все  виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Развитие речи - это последовательная, постоянная  работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Наряду с традиционными методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик - инновационных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких находок является технология «виммельбух».

Виммельбух (нем. Wimmelbuch «книжка с мельтешащими картинками») - детская развивающая книга крупного формата, в которых каждый разворот-это яркие, детализированные, максимально насыщенные визуальной информацией иллюстрации. Так, как это книга  без текста, ребенок - дошкольник «читает» ее по картинкам. А значит, в процессе работы с книгой он может быть ведущим, «главным».

Подбором книг, педагог создает условия для самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и поддерживает инициативу детей, что является основополагающим принципом ФГОС ДО. Ребёнок сам может находить знания под невидимым руководством воспитателя, становится исследователем и первооткрывателем.

Ведущей идеей стало превращение художественного жанра в образовательную технологию, которая будет интересна, достаточно проста, универсальна и результативна. В технологию, создающую предпосылки самостоятельной работы с книгой, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе.

Целью данной технологии стало использование многосюжетных страниц книг виммельбухов для организации образовательного процесса, построенного в игровой форме и решение задач всестороннего развития ребенка:

-  развитие связной речи у детей дошкольного возраста;

-  изучение бурятского языка старших дошкольников;

- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения); - формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям; Хочу такой сайт

-  формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;

- формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);

- умение формировать свое отношение к увиденному.

 Виммельбухи можно использовать в работе с детьми уже с 1,5 лет. Один разворот можно рассматривать на протяжении недели и составлять по нему истории целую неделю, изучать новые предметы, слова. Потом переходить к новым картинкам и снова придумывать новые истории и расширять словарный запас.

Развороты виммельбухов содержат множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка. Тематика картинок в виммельбухах очень разнообразна, поэтому каждый ребёнок сможет найти для себя что-то интересное. А знакомясь с новыми картинками - у ребёнка прекрасно развивается словарный запас и фантазия.

В процессе работы с виммельбухом  у нас в детском саду, появились герои –помощники. Это девочки и мальчики, которые путешествуя по страницам книг, вместе с детьми фантазируют и придумывают собственные истории как на русском, так и на бурятском языках.

Есть виммельбухи – искалочки, на полях, которых изображены предметные картинки, для поиска их на странице в сюжетной картинке. Такие картинки можно сделать самостоятельно, для любого виммельбуха, отсканировав страничку, выделив нужный предмет. Таким образом, появилась картотека карточек для поиска предметов или героев.

Одним из приемов работы по данной технологии являются «окошечки - искалочки» (управление вниманием), которые представляют из себя лист бумаги по размеру разворота страницы с вырезанным в нем окошечком. С помощью такого окошечка можно сконцентрировать внимание ребенка на конкретном персонаже или объекте на странице, с целью его рассматривания, изучения не отвлекаясь.

Работая по данной технологии,  библиотека нашего детского сада пополнилась книгами виммельбухами на разнообразные темы: «Моя деревня», «Зоопарк», «Детский сад», «Животные в лесу».

Обучая детей бурятскому языку в дошкольном учреждении мы преследуем основную цель - формирование коммуникативной компетенции на элементарном уровне. Именно данная технология  очень помогают ребенку тренировать свои умения понимать и порождать высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативными намерениями, ведь на страницах виммельбуха  множество ситуаций  для общения и сюжетных линий.

Многие названия виммельбухов совпадают  по лексическим темам.  Виммельбух можно и самим придумать и нарисовать, что мы и сделали для ознакомления детей именно с национальным колоритом, культурой быта бурятского народа. В настоящий момент совместно с родителями продолжается создание книги виммельбуха «Тоонто нютаг».

Виммельбух в обучении бурятскому языку можно использовать на разных ступенях формирования коммуникативной компетенции: как при ознакомлении с лексической темой, осуществлении действий на основе усвоенного материала  с целью тренировки, так и уже составления высказываний проявляя свое творчество.

Таким образом, технология виммельбух создает пространство для совместного досуга - сюжет создается при совместном просмотре, опираясь на индивидуальный жизненный опыт малыша. Виммельбух является для обучения бурятскому языку интересным, достаточно простым в использовании, универсальным и результативным.

Открывая книгу в очередной раз, дети находят новые образы, ситуации сравнивают и предполагают развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями. В игровой форме знакомятся с разнообразием животного мира, временами года, особенностями жизни в городе, в деревне и культурными особенностями  республики Бурятия.

Просмотров всего: , сегодня:

Презентация Технология виммельбух.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 07.12.2023

Дата обновления: 07.12.2023

Дата публикации: 21.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».