29.05.2024
Сказка неотделима от красоты, способствует
развитию эстетических чувств, без которых
немыслимо благородство души. Благодаря
сказке ребёнок познаёт мир не только умом,
но и сердцем.
В. А. Сухомлинский
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.
Под влиянием бесконтрольного просмотра современных иностранных
мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах:
добре, милосердии, справедливости. Причиной тому является резкое снижение
патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных
установок, ориентиров.
Одним из эффективных средств нравственного воспитания является сказка как
могучее, действенное средство для формирования у дошкольников
нравственно-патриотических принципов.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в
давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и
художественной формой. В сказке существуют две нравственные категории – добро и
зло.
Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же
нравственных норм и правил, отступление от них – зло.
Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными
требованиями общества.
Использование сказок для формирования патриотических чувств,
общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время,
так как в условиях современной жизни наблюдается сведение к минимуму традиций
русского народа, его обычаев.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных
сказок. Залог патриотизма — это эмоциональная привязанность, чувство
собственного достоинства, ответственность, честность. Сказка – благодатный и
ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Именно народные сказки
воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на
духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.
Дошкольный возраст —
возраст сказки. В этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему
сказочному, необычному, чудесному. Искусство сказки уходит своими глубокими
корнями в культуру и язык народа.
Сказка учит добро
понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают
И родную страну познают!
Сказки — это уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям
многие морально-нравственные аспекты:
·
добро побеждает зло («Золушка»);
·
дружба всё преодолеет («Теремок»);
·
трудолюбие и взаимопомощь – залог успеха («Репка»);
·
победить зло помогают уважение к родителям, любовь друг к другу,
ответственность за меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Гуси-Лебеди»);
·
учат переживать за героев, на долю которых выпали испытания
(«Царевна-лягушка»);
·
помогают понять хитрость и обман («Лиса и Журавль»);
·
высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»);
·
вызывают интерес к жизни и подвигам русских былинных богатырей («Илья
Муромец», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович и Тугарин
Змей»).
Сказка помогает формировать понятие единства всех живущих на земле людей,
воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. Сказка не
даёт прямых наставлений детям («слушайся родителей», «уважай старших», «не
уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который
они постепенно воспринимают. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед,
вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские
страдания. Но всё кончается благополучно благодаря чуду. Герои сказок всегда
остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребёнка такая
особенность сказок очень важна – это та необходимая простота человеческих
отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать
сложность дел и поступков людей.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном
возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребёнка, позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом
сказка для ребёнка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность,
которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни и в доступной для понимания
ребёнка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у детей сильно развит процесс эмоционального включения,
объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм,
ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны,
сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и
понять, что не у него одного есть проблемы и переживания, а другой
стороны, ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути
разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в
себя. При этом ребёнок сравнивает себя с положительным героем.
Сказка — это рассказ об отношениях людей между собой, людей с природой, с
животным миром. Эти отношения имеют чёткую моральную направленность. Это очень
важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения
сложных чувств ребёнка.
У детей в детском саду большой популярностью пользуются сказки-драматизации
с использованием кукол. Дети начинают разыгрывать сказочное представление с
любимым сюжетом и разными персонажами. Использование кукол помогает в развитии
саморегуляции и самоуправления, даёт возможность побывать в роли персонажа,
прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки героя.
Сказки-драматизации стимулируют развитие творческой активности,
самостоятельности, вызывают активный интерес, увлекают детей. А значит,
все пережитые чувства, знания и навыки не пройдут бесследно. Они
прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.
На протяжении многих веков сказка была мудрым воспитателем ребёнка. И
сегодня сказка является одним из ведущих компонентов устного народного
творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы,
патриотизм, эстетические идеалы. Поэтому сказка должна быть неотъемлемой частью
образовательного процесса в ДОУ. Ни для кого не секрет, что дети ссорятся,
жадничают, злятся. Такие чувства делают их некрасивыми, неприятными для
окружающих. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить
контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации. С
помощью сказочных персонажей возможно научить ребёнка быть добрым,
привлекательным, аккуратным, отзывчивым, привить нравственно-патриотические
качества.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.06.2024
Дата обновления: 07.06.2024
Дата публикации: 29.05.2024