12.04.2019
Метод
сенсорной интеграции в физическом развитии дошкольника.
Дошкольное образование, как
первое звено образовательной системы, в настоящее время претерпевает серьезные
изменения. Признается право на различные образовательные концепции, подходы и
модели. Безопасный мир, экология и сотрудничество, а также охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей стали приоритетными в воспитании и
обучении на разных ступенях развития личности. Согласно Приказу Министерства
образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация
и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы
организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение
подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.).
Один
из основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности. Задача педагога заключается в
том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять
двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой
и двигательной ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться
к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического
положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять
инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в
будущей жизни. Двигательная активность в
комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу
начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
Чтобы дети
верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять
инициативу, поэтому в своей практике я применяю различные методы и приёмы из
образовательной программы саморазвития «Сенсорная интеграция». Создаю для детей
разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая
обеспечивает каждому ребенку познавательную активность, соответствует разнообразным
интересам детей и имеет развивающий характер. Также детям предоставляется
возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, способствует расширению
двигательной самостоятельности и конечно самое главное – это обогащение
собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира у детей.
Мы создаем
условия, которые обеспечивают безопасность ребенка, его физическое развитие,
укрепление здоровья и способствует двигательной активности детей. Одним из
направлений сенсорной интеграции, является развитие самостоятельности в
двигательной деятельности, т.е. умение действовать по собственной инициативе,
выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. В ходе такого
обучения дети учатся:
-ставить задачу;
-передавать
направления движения;
-планировать;
-оценивать себя
и других;
-сравнивать.
В результате
чего, появляется интерес в активной двигательной деятельности и проявляется
самостоятельность дошкольника в их выполнении.
Дети становятся
старше и возрастает их общий и двигательный опыт. Это даёт большую свободу
педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже
на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе дети любят
экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации.
Порой дети удивляют и поражают своей выдумкой, находчивостью.
Для полноценного
развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра,
возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе.
Для развития
детской инициативности нужно:
1.Давать простые
задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать
задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать
инициативу.
Способы
поддержки детской инициативы:
- создание
предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе
ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком
сотоварищей;
- обращение
ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
•
образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие
поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно
легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок
что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал, пробовал.
Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение
новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
• воспитателю
важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться
тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять,
не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п.
Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно,
получали от этого удовольствие.
Условия развития
детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование
установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание
ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
-
предвосхищающая положительная оценка « Ты очень старательный ребенок, у тебя
все получится!»
Таким образом,
для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять
детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья,
помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и
приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не
критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у
детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать
свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать
интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные
моменты.
6. для поддержки
инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать
для него все необходимые условия;
7. содержать в
открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять
различные творческие начинания ребенка.
Исходя из всего
вышеперечисленного, организуя свою образовательную работу в этом направлении, я
придерживаюсь следующих принципов:
• Вариативности - предоставление ребенку
возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора,
самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
• Деятельности - стимулирование детей на активный
поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в
самостоятельной деятельности.
• Креативности - создание ситуаций, в которых
ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и
индивидуальную деятельность.
Развитие и поддержка двигательной инициативы формирует
пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть
здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач. В поддержке инициативы в
двигательной деятельности детей важное место отводится эмоционально-образной
методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя
образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет инициативу
в двигательной деятельности каждого ребенка.
Каждому возрастному периоду
соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на
данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя. Я стараюсь
всячески поощрять любую инициативу.