Программа оздоровления дошкольников «Заботься о здоровье весь год….»

Пояснительная записка 

    Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития, в значительной мере определяющим способность ребенка успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания.  

   В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. 

    Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.  

    Русские врачи 18 века Н.М. Амбодик, С.Г. Зыбелин, А.И. Полунин уже тогда отмечали необходимость использования природных факторов для укрепления здоровья детского организма. Выдающиеся детские врачи Н.Ф. Филатов, А.А. Кисель, Н.П. Гундобин, Г.Н. Сперанский выделяли  в качестве основных средств оздоровления детского организма:  

    Закаливание организма  - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Основными и самыми действенными средствами закаливания являются  естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур - несомненно.  

     Дыхательная гимнастика - это фактор укрепления здоровья, поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем организма. Частота, глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма человека, включая и сознание. Академик В.П. Петленко, подчеркивая значение дыхания, приводит древнее изречение: "Ум - властелин чувств, а дыхание - властелин ума".  

     Все эти факторы являются неисчерпаемым источником здоровья детей. Поэтому в своей работе хочется  наряду с традиционными методами профилактики применять и нетрадиционные с использованием нестандартного физкультурно - игрового  оборудования.       

    Отличное здоровье,  крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства, избавиться от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков (плоскостопие, сколиоз) можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у детей, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов.  

     Во время занятий оздоровительной физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущение «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм

      Одно из главных условий воспитания здорового ребёнка – рациональный гигиенический режим, т.е чёткий распорядок жизни, насыщенный оздоровительными занятиями. 

 Проанализировав ряд программ по физкультурно-оздоровительной работе, материалов теоретического и практического характера, мы увидели, что нигде не учитывались  климатические условия региона. Учитывая, что мы расположены в  Восточно - Сибирском регионе с резко-континентальным климатом, нами были разработаны новые подходы к физкультурно-оздоровительной работе, включающей такие направления: теоретические знания детей о своём организме, способах сохранения и укрепления здоровья, о спорте, известных спортсменах, значимых датах в области профессионального спорта; 

Практические профилактические и закаливающие мероприятия, которые гармонично встроены в ежедневное пребывание детей в детском саду   и распланированы в соответствии с сезонами года; 

Нестандартные формы работы в триедином сотрудничестве (педагоги-дети-родители).                                                                                        

     На основе этой технологии была разработана программа «Заботься о здоровье весь год», где вся работа по сбережению и укреплению здоровья не только детей, но и семьи гармонично распределена по сезонам. Большое значение в воспитании ответственного отношения к своему здоровью отводится положительному примеру  поведения родителей и педагогов. Поэтому следует уделять  значительное внимание работе с родителями в триедином контексте, т.е. ребенок, родитель, педагог, где  необходимо достичь полного взаимопонимания, сформировать правильное представление о здоровом образе жизни и вовлечение родителей в спортивную жизнь детского сада.    

      Важно освоить с детьми не только практический опыт, а также получить теоретические знания в области спорта, здорового образа жизни, строения человека.  Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, формируется осознанное отношение к собственному здоровью. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.  Работа, проводимая нами, подтвердила правильность  выбора основных блоков по сезонам и  внедрение системы оздоровительной работы с детьми, начиная с младшего возраста, которая подтверждает необходимость такого подхода для сохранения и укрепления здоровья детей.  

      Особая значимость данной технологии заключается в том, что любое  дошкольное учреждение  при активизации работы с родителями и концентрации всех имеющихся возможностей детского сада может реализовать совместные мероприятия и сезонные направления, такие, как: санный бег, катание на лошадях, роллером,  турниры по шашкам, малые олимпийские игры, пешие походы, туристические выезды на Байкал,  день здоровья  в каждом сезоне и многое другое. 

 После внедрения  программы «Четыре сезона» мы ожидаем  получить положительную динамику снижения заболеваемости детей, укрепление  физического и психического здоровья детей и формирование здорового образа жизни среди детей и родительской общественности. 

  Программа «Заботься о здоровье весь год» (осень, зима, весна, лето) рассчитана на детей от 3 до7 лет, т.е. на четыре года и  включает в себя 4 раздела: 

1.                Раздел «Узнай всё о спорте и здоровье» (теоретические знания детей о спорте, викторины, памятные спортивные даты, достижения спортсменов России Бурятии, спортивная деятельность города) 

2.                Раздел «Здоровому всё здорово» (бассейн, сауна, фитотерапия,  самомассажбосохождение, оздоровительный бег, обливание водой, обтирание, игры с водой, сезонные игры; гимнастика (восточная, звуковая, дыхательная, пальчиковая, ритмическая), динамические упражнения, физкультминутки, степ-аэробика и т.д.)

3.                Раздел «Мама, папа, я – здоровая семья» (совместные выезды, спортивные праздники, развлечения, конкурсы, консультации, анкетирование и т.д.)

4.                 Раздел «Дополнительная образовательная услуга -  «Фитнес – Данс». 

«Фитнес – Данс» - лечебно – профилактический танец (профилактика плоскостопия, исправление осанки, дыхательные упражнения, фитбол гимнастика и т.д.) 

    Разнообразие, объем физкультурно-оздоровительной работы, возможность охватить все возрастные группы требует тесного взаимодействия с узкими специалистами: музыкальным руководителем, медицинской сестрой, инструктором по физвоспитанию, психологом, логопедом, что вполне реально в условиях дошкольного учреждения. Хочу такой сайт

    Прежде чем начать целенаправленную работу по улучшению здоровья детей, необходимо выявить состояние здоровья детей, уровень развития основных видов движений с целью отслеживания динамики состояния здоровья детей. Совместно с медицинскими работниками необходимо определить детей в группы здоровья  по классификациям, разработанными НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом. 

 К первой группе здоровья относятся здоровые дети и хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни. Ко второй группе относятся тоже здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости. К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.  

Результаты реализации программы представлены в приложении «Уровень здоровья». 

Антрометрические показатели «Красен человек статью». 

Показатели работы физиологических систем организма «Что в сердце творится, в теле не утаится». 

«Знать сокола по полету, а доброго молодца по походке». 

Уровень развития двигательных качеств «Молодому крепиться – вперед пригодиться» (выносливость, ловкость, гибкость, координация). 

Цель и задачи программы 

    Сохранить и укрепить здоровье детей, формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. 

    Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 

·                     Разработать и создать условия для формирования физического развития и  укрепления здоровья детей. 

·                      Определить уровень физического развития детей,  составить  паспорта здоровья. 

·                     Расширить работу по физическому воспитанию и оздоровлению детей, внедрить нетрадиционные формы, с учетом интересов детей и родителей 

·                     Формировать представление о здоровом образе жизни  среди детей и родителей. 

 

Основные принципы программы 

1.                Принцип сотрудничества и единства требований по оздоравливанию детей 

а) педагог – педагог (узкие специалисты), когда речь идет о совместном придумывании и организации занятий; 

б) педагог – дети, когда занятия строятся как совместная деятельность; 

В) педагог – дети – родители, когда родители принимают активное участие в решении задач, поставленных программой. 

2.  Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоравливанию детей. 

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных  и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. 

4. Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разно уровневого развития и состояния здоровья детей, выстраивание связей между их возрастными категориями. 

5. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого – педагогического знания о  ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни. 

6. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности. 

       
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».