22.10.2020
Цель: раскрыть
сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные
и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательная: познакомить с деньгами.
Развивающая: расширять представление об элементах
экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской
деятельности (делать выводы)
уделять внимание эффективности источников информации;
(самостоятельно находить источник информации); формировать представление о весе
предметов, путём взвешивания на ладонях.
Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения в
коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим
замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду и бережному
отношению к деньгам.
Форма проведения: непосредственно образовательная
деятельность.
Педагогические средства: беседа, дидактическая игра,
изобразительная деятельность, просмотр мультфильма, презентация.
Оборудование:
- мяч
- кошелек с набором разных монет и банкнот;
-изображение пластиковой карты;
- бумага и цветные карандаши;
-ноутбук, проектор.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть
детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно
называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнота.
Организация детской деятельности.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, наш кот Белобок нашёл интересный
предмет и принёс его нам.
Воспитатель демонстрирует кошелек.
Воспитатель: Что это такое?
Воспитатель: Для чего же нужен этот кошелек?
Воспитатель: Правильно, чтобы складывать деньги. Но мне
очень интересно узнать, а зачем людям деньги?
2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны
деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы
продолжаете. Отвечают дети.
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания;
для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для
каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков;
для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая
деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети
указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в
виде проблемных ситуаций.
Воспитатель: Если мы едим на автобусе, мы платим?
Воспитатель: Если мы захотели кушать и пошли в магазин,
за что мы платим? И т. д.
3. Беседа о деньгах (просмотр презентации)
Воспитатель: А, что лежит в кошельке?
Дети: деньги, деньги.
Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда денежки.
Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.
Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.
Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась
ракушка?
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти
круглая? Вам интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь?
Давайте отправимся в прошлое денег и узнаем откуда
появились деньги. На чем можно попасть в прошлое.
Дети: самолет, ракета, машина времени.
Воспитатель: Правильно на машине времени. Я открою вам
секрет, машина времени перед вами. Дети заходите в машину времени (звучит
музыка). Вот вам палочка «перемещалочка» передавайте ее друг другу. Вот мы и
оказались в прошлом.
Воспитатель: Прошлое денег началось с древнего мира.
(презентация 2слайд).
У первобытного человека денег не было, он в них не
нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто то из древних людей
хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу (презентация 3слайд).
Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на
зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили:
мех животных. Зёрна, соль, орехи, ракушки (презентация 4 и 5слайд).
Затем появились металлические деньги – это были не такие
деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки (презентация 6 слайд).
Затем появились деньги похожие на современные
(презентация 7,8 слайд).
После металлических появились бумажные деньги
(презентация 9 слайд).
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос.
Почему в кошельке оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как
средство обмена.
4. Просмотр мультфильма
Воспитатель: Совершенно верно. А теперь на нашей машине
времени отправляемся в гости к тетушке Сове. (Просмотр мультфильма «Уроки
тетушки Совы» «Что такое деньги 1 серия»)
5. Рассматривание денег
Воспитатель: Заходим в машину времени и отправляемся в
настоящее. Вот мы в настоящем. Присаживаемся за столики. Для вас на столиках
лежат кошельки, давай-те посмотрим что в них. Что это?
Дети: монеты, банкноты.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие
они?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель
помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять
в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный
признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (дети называют
монеты разного достоинства).
Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги -
банкноты. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их
детям, затем проговаривают хором.
5. Игра «Дополни»
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в
игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете
противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в
кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают
безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой
карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей?
Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)
6. Физ. минутка
7. Изготовление денег.
Воспитатель: Ребята давайте изготовим деньги для
сказочного леса, в котором живут Белобок и его друзья. Вам нужно будет
раскрасить банкноты и придумать номинал (стоимость) монет и банкнот, которыми
можно оплатить покупки в сказочном лесу.
После выполнения задания детьми презентуют (представляют)
результаты работы, рассказывая об этом.
Воспитатель: Что вы придумали: монету или банкноту?
Какой она формы?
Как она называется?
Что и почему на ней изображено?
8. Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
(Наличные деньги).
- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на
пластиковых картах).