03.12.2020
Цель: формирование представлений детей о
социальном мире людей, используя различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ввести
детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход»,
«расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить
усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата,
пенсия, стипендия). Учить детей определять направления и источники доходов и
расходов.
Развивающие: Развивать
речь, логическое мышление, внимание, сообразительность, интерес к экономической
сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении
бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать
рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и
доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши
желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия,
стипендия, доход, бюджет, расход.
Оборудование: схема «Бюджет семьи» (в форме
квадрата, разделённого на 4 сектора, а в центре нарисован квадрат меньшего
диаметра с 4-мя секторами), картинки: мама, папа, старший брат – студент и
ребенок дошкольник; купюры денег.
Ход занятия
Вводная часть.
Улыбка.
–
Дети, здравствуйте! Подумайте и скажите, почему человек улыбается? А когда
нужно улыбаться другим людям? Давайте сейчас улыбнёмся и подарим частичку
своего хорошего настроения друг другу.
1. Терминологическая часть.
Беседа-размышление.
–
Ребята, подумайте и скажите, зачем ваши родители ходят на работу.
—
А как вы думаете, для чего нужны вашей семье деньги?
—
На что ваша семья расходует деньги?
Воспитатель рассматривает с детьми понятие «бюджет»
и его составные.
–
Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»?
(сняли атрибуты, сели на стульчики)
Воспитатель знакомит детей с понятиями «доходы» и
«расходы».
–
Дети, все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом.
Зарплата родителей, пенсия бабушек и дедушек, стипендия — всё это доходы семьи.
К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, подарок денежный на день
рождения, находка, дополнительный заработок — продажа с огорода картофеля,
яблок. Но в каждой семье есть и расходы.
—
Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости
или игрушки? А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в
первую очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за
квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за
всё это нужно заплатить вашим родителям.
Воспитатель рассматривает с детьми схему
«Доход-расход».
—Дети,
посмотрите на эти тучки.
(Воспитатель
показывает детям схему дохода)
-
Ребята, представьте, что тучки – это бюджет. На тучку капают
капли (присоединяет капли к
тучке), эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился
и это - доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.
-
Повторите, что такое доходы. (индивидуальные и хоровые ответы)
(Воспитатель
показывает детям схему расхода)
-А
теперь посмотрите на другую тучку. Капельки в виде дождя выпадают из
тучки (убирает капли),
эта тучка стала меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы.
Расходы - это деньги, которые семья тратит.
-
повторите, что такое расходы (ответы детей)
-Ребята,
а что нужно сделать, чтобы доходы увеличились и было меньше расходов?
-Правильно,
дети, надо больше работать, меньше расходовать по пустякам, экономить деньги и
быть бережливыми.
Игровая апробация материала.
Дидактическая игра.
Игра – диалог «Доход-расход».
-Дети,
сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду
называть примеры доходов и расходов. Если названное мной
является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом,
громко произносите-«расход».
Бабушка
заболела — Р.
Выиграли
в лотерею — Д.
Потеряли
кошелёк — Р.
Продали
часть урожая помидор — Д.
Нашли
10 рублей — Д.
Порвались
штаны — Р.
Заплатили
за воду — Р.
Купили
арбуз — Р.
-Молодцы,
дети, вы хорошо справились с заданием.
Физкультминутка
-
Ребята, а сейчас послушайте историю, которая приключилась с одной семьей.
Собралась
однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить:
Каждая покупка присоединяется к модели
«РАСХОД»
-маме
очень хотелось купить новую шубку,
-папа
вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка
заболела – нужны лекарства,
-у
дедушки сломались очки – нужны новые
-брат
начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре
- новую куклу.
Думали,
думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги!
Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в
почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: Правильно ли
они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет!
Воспитатель. На что в
первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: отвечают
Воспитатель. Конечно,
ребята, молодцы. Эти расходы называют основными - плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру. А
как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без
чего человек не может обойтись?
Ответы
детей-
Воспитатель- верно, дети,
к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды,
деньги на проезд в транспорте.
-А
еще, ребята, есть расходы неосновные -
это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут
лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель.
-Какие
неосновные расходы совершила семья экономистов, посмотрите (смотрят на составленную схему)?
-новая
шуба, перчатки, новая кукла.
-Верно,
молодцы! Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы
денег на оплату услуг и необходимые товары.
Заключительная часть.
–
Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не
просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать.
-
Скажите, что такое бюджет? Из чего он складывается?
-
Еще мы с вами узнали, что у каждой семьи есть доходы и расходы.
-
кто мне скажет, что такое доходы? А что такое расходы?
-
Какие расходы мы называем основными? А неосновными?
-
Молодцы, ребята. Вы хорошо работали. Узнали много интересного. Я вами очень
довольна.