03.12.2020
Как
воспитать у ребёнка бережливость?
“Бережливость
— важный источник благосостояния” ( Цицерон)
Бережливость – моральное
качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным
благам, к собственности. Воспитание бережливости – одна из
существенных сторон в воспитании ребенка. В дошкольном возрасте интенсивно
развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения,
формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения
с взрослыми и ровесниками. Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду,
игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными,
у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости.
Ребенок как можно раньше должен усвоить мысль: все,
что необходимо для жизни людей, создается трудом. В каждую вещь вложен труд,
поэтому, обращаться с ней неаккуратно, ломать, не беречь – значит не уважать
усилия тех, кто создал её. Воспитание бережливости надо начинать с первых лет
жизни. Многие родители ни в чём не отказывают ребёнку, ограничивая себя
даже в необходимом, приобретая ребёнку «чтобы не хуже, чем у других». У ребёнка
создаётся впечатление, будто любая вещь приобретается с лёгкостью, он не
осознаёт её ценности, не видит её красоты, пользы, со временем ломает игрушку.
Зачастую родители поощряют такое варварство: «Зачем тебе этот хлам? Лучше новое
купим». Привыкший к этому ребёнок, когда станет взрослым, легко будет
расставаться с тем, что когда – то ему было дорого.
Прежде чем требовать от ребенка правильного
обращения с предметами, нужно его этому научить и терпеливо напоминать, что
каждая вещь имеет свое значение. С самого раннего возраста ребенку нужно
объяснять: каждая вещь требует ухода, у каждой вещи свое место, откуда взял ее
туда и положи. Эти правила легко усваиваются детьми, если ребенок
постоянно видит порядок в доме, а взрослые являются для него примером.
Предоставьте ребенку возможность принимать участие в
поддержании порядка сначала в своих игрушках, а по мере возрастающих детских
возможностей – в уходе за своими личными вещами, предметами, а затем и в доме.
Пусть пробуждается в нем чувство хозяина, выражающееся в умение видеть не
порядок и устранение его, в умение обслужить себя самостоятельно. Следите,
чтобы ребенок, заканчивая свои дела, непременно убирал все, с чем занимался и
играл. Он должен твердо усвоить – свои вещи, игрушки он должен убирать сам,
никто этого делать за него не будет.
С малых лет нужно научить ребенка относиться к
общественным вещам, как к своим. Такое отношение вырабатывается с малого,
например с умения, заботиться о сохранении вещей старших и младших членов
семьи.
Самое главное для малышей в воспитании такого
личностного качества, как бережливость — повседневный опыт. Занимаясь аппликацией,
учим работать на салфетке, чтобы не испортить стол. При занятии хозяйственными
делами — надеть фартук, чтобы не испачкать одежду. Таких примеров из повседневной жизни — тысячи. Если испортилась игрушка,
книга или какая-нибудь вещь, принадлежащая ребёнку, не следует торопиться её
выбрасывать и покупать новую. Давайте попытаемся вместе с ребёнком эту вещь
исправить. Так дети учатся продлевать жизнь вещам и экономить деньги родителей.
Процесс нравственно-экономического воспитания
младшего дошкольника не состоится без участия родителей, так как первые
познания мира экономики ребёнок делает в семье. Если ваш малыш будет видеть
дома примеры экономного расходования водных и энергоресурсов, бережного
отношения к вещам, то, вполне вероятно, он вырастет рачительным хозяином с
высоким уровнем ответственности, деловитым, организованным, умеющим с
наименьшими затратами достичь наилучших результатов. Если приучать детей к
бережливости, они будут внимательнее относиться к своим и к чужим вещам, к
окружающей среде, что в дальнейшем станет основой для воспитания бережного
отношения к природе, к стране.