Консультация для родителей "Традиции бурятской кухни"

06.04.2022

 

"О, бурятское гостеприимство!
Молочной водкой архи.
Гостей приветливо здесь потчуют.
Буряты бузы любят очень.
О них слагаются стихи.
Пусть в саламате масло плавится.
Отведав, пальчики оближете.
А вот баранина, как видите.
Чай с молоком потом появится.
Все, чем богат цветущий дол,
вобрал в себя бурятский стол.
Николай Дамдинов


 Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Главное достоинство бурятской кухни - простота в приготовлении пищи и ее натуральность. Бурятская кухня очень питательна. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием. В бурятской кухне есть свои правила и традиции, употребления пищи в определенное время года. Например, летом они едят баранину, зимой – конину и говядину, осенью – мясо диких зверей. Летом мясо и молоко буряты заготавливают на зиму. Мясо замораживают в сыром виде, варят, жарят и сушат. Мясо хранится в бочонках из дерева, в шкурах животных. Блюда из мяса - бүхлер, позы, үбсүүн, хирмаса, орёомог, хиимэ, кровяная колбаса – являются любимыми не только в Бурятии. Они способны удовлетворить вкусы самых разных людей. Только представьте, что из одного барана буряты могут приготовить до 50 различных блюд. Молочные продукты употреблялись бурятами в жидком и твердом виде. Из молока приготовляли тараг (простоквашу), хурууд, айруул (сухой творог), үрмэ (пенки), айриг (пахта), бислаг и хээгэ (разновидности сыра). Сливочное масло получали из цельного молока, иногда сметаны. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего – архи (тарасун). Обилие молочной пищи у бурят наступало с начала весны, когда начинался отел коров.

Традиции и привычки складываются сотнями лет. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климату. Кулинарные рецепты, созданные народом, не случайны, не произвольны. Они сложились в результате долголетней эволюции и дают нам прекрасные образцы правильного и полного использования пищевых ресурсов, которые предоставляет природа По словам академика И.П.Павлова, пища представляет собой ту древнейшую связь, которая связывает все живое, в том числе и человека, с окружающей его природой. Нетрудно заметить, что суровые местные условия, которые требовали выносливости от человека, наложили свой отпечаток на бурятскую национальную кухню.

Каждый народ, бережно отбирая из своих традиции и обычаев ценное и непреходящее, дорожит и своей честью угостить его именно блюдами национальной кухни.

Распределение вареного мяса за столом происходило в зависимости от степени почета и общественного положения гостей. Голова (төөлэй) подавалась самому почетному гостю, другим гостям: лопатка (дала), бедренная кость (можно сэмгэн), два нижних больших ребра (үндэр хабhан), плечевая кость (адхаал). Ближайшего гостя угощали аортой (голто зүрхэн) вместе с сердцем. К числу дорогих угощений для гостей – родственников относились: баранья грудинка (үбсүүн), бараний крестец, спинной отдел позвоночника (hээр), толстая кишка (хошхоног). При забое животного и угощения гостей обязательно приготовлялась кровяная колбаса в разных вариациях. В зимнее время особенно лакомым были сырая печенка (эльгэн), почки (бөөрэ), и сало (арьбан) коня.

При этом считалось неприличным спрашивать гостей о цели визита. О делах можно было расспрашивать только после угощения.

В первую очередь гостю по традиции бурятского народа наливают зеленый чай с молоком, затем угощают разновидностями молочной пищи (зөөхэй, айрһан, шанаһан талхан, тибһэтэй шанаһан зөөхэй, и.т.д).  Подают чай и тарелку стоя, обеими руками или правой рукой, поддерживая ее левой. Затем хозяева жестом приглашают гостя отведать пищу, повернув кисти рук ладонями вверх.

 Молочная пища на протяжении всей жизни сопутствовала человеку. В пищу употребляют коровье, козье или овечье молоко. Из кобыльего молока готовят кумыс, сэгээ или айраг. Кумыс богат витаминами, его в бурятской кухне считают лечебным напитком – он тонизирует, лечит желудочные инфекции. Из молока готовят масло, сметану, сыр, творог, пенки, добавляют его в чай. Традиционные блюда бурятской кухни очень питательные и калорийные, содержат много железа.

В торжественных случаях хозяева для приема гостей забивали барана. И в настоящее время, узнав о приезде дорогих гостей, хозяева стараются раздобыть барана. Забой и употребление его мяса - символ уважения к гостю или особой торжественности и значимости приезда гостей.

О мясных блюдах. Голова (төөлэй) подается самому почетному гостю, он должен  срезать кожу с головы барана, кусочки кожи со лба бросить вверх - небу, с левой щеки - в сторону огня, с затылка съесть сам. Затем повернуть блюдо по ходу солнца, класть на него ребрышко и отдать блюдо следующему. Кроме төөлэй на можно отведать и   традиционные бурятские мясные блюда: шанаһан шуһан, орёомог, эльгэн, бөөрэ, хошхоног, ормог, другие виды, и конечно же вкусный бульон. Чтобы мясо хорошо переваривалось в желудке, в конце подают тараг.Хочу такой сайт

 

Заключение

 

Гостеприимство - один из показателей общинного сознания. Опыт гостеприимства богат и разнообразен, его необходимо изучать и обобщать. Этика приёма гостей основана на общечеловеческих правилах морали, на известном золотом правиле нравственности «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Гостеприимство учит общению с разными людьми, воспитывает радушие, ограничивает эгоизм, эгоцентризм, воспитывает не только хозяина, но и гостя, настраивает их на взаимный интерес друг к другу, стимулирует изучение истории, культуры разных народов.

В ходе взаимных визитов постигался быт, традиции, обычаи, этикет соседей, ближних и дальних. Особенно развит был интерес к языку, традициям другого народа в многонациональных сёлах. Гостеприимный хозяин всегда стремился пригласить друзей на празднование каких-то важных событий для его семьи или традиционных народных праздников. На праздник приглашались не только близкие друзья, но и люди, случайно оказавшиеся в данном селении. Их встречали радостно, приглашали к застолью, дарили на память подарки, словом, старались создать для гостя праздничную, весёлую, душевную атмосферу.


       Таким образом, в первую очередь гостей надо встречать хадаком, затем надо угостить молочной пищей, потом на стол ставятся мясные блюда, после обильного угощения  гостю снова предлагают молочную пищу.



 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».