01.04.2021
Обучение детей бурятскому языку в
детском саду – одна из самых сложных методических задач. Наш детский сад посещают дети из
семей с различным типом языковой установки: двуязычным и одноязычным. Однако
большинство русскоязычные дети. Начинать учиться
языкам можно в любом возрасте, но лучше это получается у детей.
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом овладения языками.
Свою работу организовываю при помощи следующих методов
и приемов: игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра
является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей
бурятской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не
замечая, намного лучше усваивают бурятские слова, фразы, предложения и на этой
основе у них отрабатывается правильное произношение бурятских звуков.
На занятиях по обучению бурятскому языку использую
следующие этапы:
первый этап - ознакомление детей с новыми словами;
второй этап - повторение пройденного материала;
третий этап - закрепление, активное пользование
языком. На самом первом этапе работы я включаю игровые упражнения, направленные
на выработку мимики, жестов, что является основным действием к театрализованным
играм, заодно знакомить детей с новыми словами. А на занятиях по обучению языку
необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста
и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает
достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.
На втором этапе мы переходим к сюжетно-ролевым играм.
Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной
лексикой («Магазин», «Телефон» и др.).
Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в
игру персонажи (куклу, игрушку, которые помогают перенести диалог). Дети с
удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают
загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть. Также
применяю мнемотехнику, где дети с удовольствием составляют предложения.
На следующем третьем этапе, когда развивается речь без
зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми
театрализованные игры по знакомым произведениям. Дети могут инсценировать лишь
хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает
диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или
сценки. В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже
если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих
игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя
многократно, можно добиться хороших результатов.
На занятиях по обучению бурятского языка предлагаю
детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания
«Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение,
меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть
небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на
бурятском языке.
Основная задача обучения бурятскому языку в ДОУ -
формирование первоначальных умений и навыков практического владения бурятским
языком в устной форме.
При этом большое внимание уделятся речи ребенка,
правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. С
детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Гэрхэн», «Репкэ», «Улаан
Малгайхан» и др.).
Для повышения эффективности образовательного процесса
я использую информационно - коммуникативные технологии. Например, при помощи
компьютера, даю детям новую информацию (слайды, презентации «Минии эбтэй булэ»,
«Гэрхэн», «hалан hама», « Балма баабгай хоер»), закрепляю пройденный материал
при помощи различных дидактических игр. Например, «Собери пазл», «Кто лишний?»,
«Посчитай», и многие другие. При помощи магнитофона дети, например, слушают
аудиозапись и проговаривают, подпевают.
А также мы поем песенки, водим хороводы. На занятиях
провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки,
потешки, прибаутки.
Вместе с детьми мы смотрим бурятские мультфильмы, озвучиваем
хорошо знакомые мультфильмы с переводом на бурятский язык. После просмотра
обсуждаем, пересказываем сюжет. Когда они слышат свои голоса из уст мультгероев,
их лица меняются, они радуются.
В своей работе я активно использую народный фольклор.
Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается
добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее
организовать игровую деятельность.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих
технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья
детей. С ними провожу физкультминутки, подвижные и развивающие игры, Проведение
таких игр способствует укреплению здоровья детей. Интересны рифмовки песни с
движениями. Четверостишия о животных, природе, о детях легко запоминаются и
делают физкультминутки увлекательными и полезными. Тексты, звучащие на
физкультминутках, сопровождаются движениями рук и туловища.
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на
развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и
логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки,
литературу и иностранные языки.