28.04.2021
Цель: формировать у детей
интерес к природе родного края, продолжить знакомство с удивительными
обитателями озера Байкал.
Задачи: Расширять знания детей
о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере. Расширять и углублять представления о нерпе
как уникальном ластоногом млекопитающем озера Байкал. Закрепить знания и представления
детей о природе и богатстве родного края. Активизировать познавательную
деятельность детей средствами экспериментирования. Активизировать словарь
детей: нерпа, белёк (нерпёнок), голомянка, лось, лупа. Развивать любознательность, внимание, логическое
мышление, связную речь. Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю,
бережное отношение к окружающему миру, желание беречь и сохранять красоту
Байкала.
Ход:
Восп-ль: Ребята, к нам в детский сад за помощью
пришла журналистка газеты "Сибирячок". Давайте
спросим у неё, что за помощь ей нужна.
Журналистка: Здравствуйте ребята, мне дали задание выпустить газету о нашем
родном крае и о Байкале. А я узнала,
что вы много знаете о Байкале, помогите мне, пожалуйста.
Восп-ль: Ну что поможем ребята?
Присаживайтесь, слушайте и смотрите внимательно
записывайте, что вам будет интересно.
Журналистка: Ребята, знаете ведь
я уже придумала первую рубрику для
газеты "Удивительные животные
Байкала"и даже была готова фотография, но ее кто-то разрезал на мелкие
кусочки.
Восп-ль: Ребята, надо выручить нашу
гостью. Давайте сложим эти кусочки и узнаем, о каком животном надо написать
статью. (Дети складывают) -нерпа.
Журналистка: Спасибо вам большое, но к сожалению одной
фотографии мало, нужно еще написать статью об этом животном. Может быть ваши
дети не могли бы о нём немного рассказать, а я запишу. (Дети рассказывают).
Восп-ль: Нерпа питается – голомянкой (показ картинки)
У нерпы в конце марта рождается детёныш –
нерпёнок. У нерпят белая шубка, поэтому их называют бельками и они совсем
незаметны на снегу. Через 6 недель они становятся серенькими как их мама.
- ребята, как вы думаете почему нерпа не
мёрзнет в байкальской холодной воде Почему она не
покрывается коркой льда? Хотите узнать её секрет?
Тогда пойдемте в нашу лабораторию и проведем
небольшой опыт.
Опыт:
-Прежде чем проводить опыт, давайте познакомимся с новым
увеличительным прибором – лупой, когда его подносишь к предмету, он его
увеличивает и на столе у вас стоит тазик с водой.
-Опустите руку в ёмкость с водой и выньте! (какая стала рука?)
Дети отмечают, что рука стала сырой.
-Тряхните рукой!
Дети отряхивают руку и приходят к выводу, что вода осталась на
руке.
-Посмотрите через лупу, сколько капель на руке?
-А что случилось бы с рукой на морозе?
Дети высказывают свои предположения и вытирают руку салфеткой.
-А теперь попробуйте намазать руку маслом и после этого опустить
её в эту же ёмкость.
-Что вы заметили?
-Почему вода не покрывает всю руку и собралась капельками?
-Тряхните рукой!
Дети отряхивают руку и обращают внимание, что капельки легко
отлетели. Потом смотрят через лупу.
После этого вытирают руки салфеткой.
- Какой можно сделать вывод, относительно шкуры нерпы? Она не замерзает, потому что шерсть животного
покрыта слоем жира, с которого скатывается холодная вода.
Восп-ль: вы все успели записать? (обращаясь к журналистке)
Журналистка: я же совсем забыла, у меня есть конверт с
фотографиями каких – то животных Байкала,
только я о них нечего же не знаю.
Восп-ль: Придется вам помочь.
Ребята, а давайте мы попробуем отгадать загадки про этих животных и найти
нужную картинку к отгадке:
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил
И в
кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк?
(белка)
В перевалку зверь идёт
И по малину и по мёд
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень
Лезет в яму до весны
Где он спит и видит сны…
(медведь)
Посмотрите – ка, какая
Вся горит как золотая
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой…
(лиса)
Шубка серая – для лета
Для зимы – другого цвета…
(заяц)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко…
(лось)
Физкультминутка (как
ходит медведь, лиса, заяц)
Журналистка: А деревья то
какие-нибудь растут на Байкале
(дети
берут картинки деревьев называя их)
Восп-ль: Ребята, скажите пожалуйста,
что будет если человек не будет беречь лес(ответы
детей). А вы знаете как нужно вести
себя в лесу(ответы детей).
Журналистка: (восхищается, хвалит
детей)
Журналистка: ребята , я вам
предлагаю пройти на ковер лечь, закрыть глаза и послушать шум Байкала. А я
побегу печатать всё то, что я узнала от вас
(убегает, возвращаясь, когда дети прослушают аудиозапись)
Дети рассматривают пейзаж Байкала находя при
этом знакомых животных.