29.04.2021
Педагогическая
технология «Клубный
час» заключается в том, что
дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада,
соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного
возраста, уважительное отношение к окружающим;
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с
благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их
результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за
оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему,
самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми
разнообразными впечатлениями
Данную технологию мы
используем первый год. Она не требует длительной и сложной переподготовки
воспитателей, а требует желание педагогического
коллектива заложить основы полноценной социально
успешной личности в период дошкольного
детства.
Клубный час мы проводим 1 раз в месяц, практикуем
проводить по пятницам. Может проводиться в различных формах: как
образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по
интересам в вечернее время.
Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и
проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности
в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.
В чём проявляется инициатива?
Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:
• свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами
детского сада. Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада
и самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми,
где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают
диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами
– познавательная инициатива – любознательность
Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют
интерес к познавательной литературе и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида
игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют,
придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей
не регламентируют.
• тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию
недельного проекта.
– инициатива как целеполагание и волевое усилие
Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности –
рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель,
удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества,
демонстрируют конечный результат.
– познавательная инициатива – любознательность
Дети включаются в экспериментирование, простую
познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к
познавательной литературе и т. д.
– коммуникативная инициатива
Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения
(потому что); выражают своё мнение,
предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.
• деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено
самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в
физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы и
т. д., в группе – продуктивная деятельность и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется право свободного выбора деятельности
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают
диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.
- двигательная инициатива
Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на
физическую усталость.
• творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют
всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.
Во время «Клубного часа» удачно внедряем
такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием
играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными
инструментами, разучивают песни, показывают сказки.
После завершения «Клубного часа» все дети-участники
собираются в группе, садятся в«Рефлексивный
круг», выкладывают перед собой кружки и начинается обсуждение, где каждому
задаются вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог
ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями
обмениваемся мнениями:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного
в поведении детей;
- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли
конфликты;
- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на
следующем «Клубном часе».
Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с
нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский
сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись
спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского
развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.
Данная технология
позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
- дети познакомились с большинством детей сада;
- освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;
- дети умеют коллективно трудиться и получают от этого
удовольствие;
- дети стали отзывчивее друг к другу;
- дисциплинирует детей;
- способны к саморегуляции своего поведения;
- способны осуществлять самооценку своих действий.
«Клубный час»
Тип «Клубного часа»: деятельностный
Предварительная работа среди родителей:
- информировать родителей о том, как, когда и в какое время будет проводиться «Клубный час» и как это
повлияет на детей;
- каким образом будет обеспечена безопасность детей;
- предоставить возможность родителям самим принимать участие в
работе «Клубного часа» («Мастер-класс»)
Предварительная работа среди педагогов:
- разработать творческой группой ДОУ перспективный план «Клубного
часа» на 1 год с определённой периодичностью проведения 1 раз в две недели;
Цель:
Ввести детей в ситуацию «Клубный
час». Помогать детям приобретать жизненный опыт (смысловые образования,
переживания, необходимые для самоопределения.
Задачи:
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного
возраста, уважительное отношение к окружающим;
- формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих,
с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение планировать свои действия и оценивать их
результаты;
- учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за
оказанную услугу;
План мероприятий:
1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми
плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится)
2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая
определённые правила поведения (разработанные
ранее, и по звонку колокольчика возвращение в группу).
3. Итог. После проведения мероприятия «Клубного
часа» на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются
мнениями.