29.04.2021
Важной составляющей частью
психологического развития ребенка
второго года жизни является накопление им сенсорно-моторного опыта.
Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия.
Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания,
обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память,
мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе
взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу
всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно-моторных
функций имеет очень большое значение для всего последующего развития
дошкольника.
Сенсомоторные функции развиваются в
тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для детей младшего
возраста важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с
моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов
с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как:
зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных
занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе
и так далее.
Чтобы познакомиться с каким-то
предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то
есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Чтобы взять
предмет рукой, ребенок должен быть уже готов к этому. Если он не может схватить
предмет, то ощутить его тоже не сможет. Значит, одной из основной задачей как
воспитателя так и родителей, является развитие моторики рук, учить руки ребёнка
быть ловкими и умелыми, тогда он сможет многое познать с их помощью. И чем
раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми.
Всё это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Важно, чтобы
окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые
пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается
напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.
Новизна
программы.
Данная программа разработана для
детей дошкольного возраста, в процессе разработки программы были
модифицированные существующие игры на развитие восприятия и моторики, а так же
представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.
Цель программы: создание в
детском саду условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей младшего
возраста.
Для достижения поставленной цели
решаются следующие задачи:
1.Создать предметно - окружающую
среду для развития сенсорно – моторных функций у детей младшего возраста;
2. Разработать и подобрать
методический материал, для реализации цели программы;
3. Вовлечь родителей в
образовательно – развивающий процесс для совместной деятельности для успешной
реализации программы;
4. Активизировать и развивать
сенсорно – моторные функции детей младшего возраста.
Данная программа основывается на
следующих принципах:
1. Принцип дифференциации.
3. Принцип систематичности и
последовательности.
5. Принцип повторения умений и
навыков.
6.Принцип активного воспитания
(игровые технологии, индивидуальная, подгрупповая деятельность, исследовательская
деятельность).
7.Принцип взаимодействия детского
сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации
способностей ребенка.
Основным условием для реализации
данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды
для развития сенсорно-моторных функций у детей младшего возраста.
Ожидаемые результаты
По завершению реализации программы
предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:
1. Развитие
речевых функций;
2. Развитие
двигательных функций;
3. Развитие
слуховых функций;
4. Развитие
зрительных функций;
5. Развитие
осязательной функции;
Для реализации цели программы
используются следующие формы работы: групповая и индивидуальная работа, беседы,
упражнения, творческие занятия.
Данная программа разработана для
воспитанников учреждений общеразвивающего типа с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей детей младшего возраста.