План реализации программы

29.04.2021

Перспективный план

Время проведения

Содержание

Сентябрь-ноябрь

Наблюдение за адаптационным периодом детей младших групп. Мониторинг уровня адаптированности ребёнка к ДОУ.

Декабрь-февраль

Развивающие занятия с использованием развивающих игр и упражнений, направленных на сенсорно-моторную деятельность, развитие эмоциональной, личностной и познавательной сферы

Март – май

 

Обучение изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук

 

Одной из составляющих развития речи, базой для её полноценного формирования служит развитие сенсомоторики.

Связь сенсомоторной сферы с развитием речи подчёркивается многими учёными (Е.Ф. Архипова, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, И.Ю. Левченко, Л.А. Метиева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, И.В. Школьникова).

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Дидактические игры

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игры с песком. Песочная терапия оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики. Детям предлагается «пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), «шагают» каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.

4.  «Сенсорные дощечки» или «Сенсорный коврик» - с опорой на них дошкольники определяют фактуру ткани, меха, кожи: «мех такой мягкий, теплый, пушистый, как моя шапка; байковая ткань мягкая, теплая, уютная, как моя пижама…».

5. «Забавные шнуровки». Эта игра  развивает глазомер, мелкую моторику, усидчивость, способствует улучшению координации движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Игра развивает и активизирует речь детей.

6. Массаж рук. В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Делая массаж, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей.

7. Конструирование. В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

8. Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым, активным.

9. Рисование, штриховка, раскрашивание картинок способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают глазомер, аккуратность.

10. Нанизывание на леску. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов.

11. Различная игровая деятельность. Игры в мяч, с кубиками, с счетными палочками, мозаикой, приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус.Хочу такой сайт

12. Бумажная пластика. Вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

13. Пальчиковый театр

14. Метод ковролинографии. В группе можно создать сенсорную стену – комплекс развивающих игр на ковролине. Этот комплекс лежит в основе методики В.В. Воскобовича. Комплекс представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ:

·         Современные материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.

·         Новые элементы (кармашки, кассы, прищепки, кружки и веревочки) обеспечивают разнообразие, наглядность и динамизм занятий.

·         Веревочки - нововведение, которое принципиально отличает игровой обучающий комплекс от ранее существующих пособий (школьной доски и фланелеграфа). Веревочки позволяют не только разнообразить занятия по всем направлениям образовательной деятельности, но и использовать новую форму аппликации.

·         В отличие от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества педагога и комфортного проведения занятия.

Можно сказать, что ковролиновый комплекс - это современный вариант школьной доски, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру.

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает следующие этапы:

·      формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

·      обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия (Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.)

Педагогам можно использовать в работе еще и маленький комплекс, который позволит ребенку не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет организовывать учебно-образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально. Кроме того, комплекс позволяет организовывать и проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Комплекс позволяет динамично и наглядно проводить игры и занятия по всем разделам: по формированию элементарных математических представлений (дидактические игры «Сделай по образцу», «Шарики для клоуна», «Что ещё такой же формы» и др. ), по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи («Кто что ест», «Чьи детки», « Что лишнее», «Расскажи о зиме» и др. ), по изобразительной деятельности(«Заборчики», «Дорога для паровозика», «Длинная дорога Колобку», «Укрась платье», «Иголки ёжику», «Лучики для солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне» и др. ).

Ковролин удобен для раскладывания героев сказок. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пересказывают текст с использованием картин, сами начинают сочинять сказки, игровые ситуации.

Работа с комплексом способствует развитию творческого потенциала педагога и совершенствованию его квалификации. Ведь, используя этот комплекс, педагог может самостоятельно придумывать игры и задания, отражая в своей деятельности все аспекты и направления образовательной работы с детьми.

Ковролиновый комплекс:

·         Совершенствует интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь);

·         Развивает творческие способности дошкольников;

·         Развивает координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в собственном теле;

·         Развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.)

·         Формирует мотивационную сферу к учебному процессу;

·         Сплачивает группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт положительный эмоциональный настрой в группе;

·         Развивает умение действовать соответственно правилам игры.

Вся работа на занятиях строится на основе предметно-игровой деятельности. Такая деятельность развивает мышление, восприятие, активизирует словарь. В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Как показывает практика использование перечисленных игр и упражнений даёт положительный результат. Если такую работу своевременно проводить с детьми младшего возраста, то среди речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, бедный словарный запас.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».