29.04.2021
Перспективный план
Время
проведения |
Содержание
|
Сентябрь-ноябрь |
Наблюдение
за адаптационным периодом детей младших групп. Мониторинг уровня
адаптированности ребёнка к ДОУ. |
Декабрь-февраль |
Развивающие
занятия с использованием развивающих игр и упражнений, направленных на
сенсорно-моторную деятельность, развитие эмоциональной, личностной и
познавательной сферы |
Март – май |
Обучение
изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте
психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук |
Одной из составляющих
развития речи, базой для её полноценного формирования служит развитие
сенсомоторики.
Связь сенсомоторной сферы с развитием речи подчёркивается многими
учёными (Е.Ф. Архипова, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, И.Ю. Левченко, Л.А.
Метиева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, И.В. Школьникова).
Исследованиями учёных Института физиологии детей и
подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина)
была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы
В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей
нервной деятельности, развитие речи.
Для повышения эффективности работы по развитию
сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в
образовательном процессе различных приемов.
Рассмотрим некоторые из них:
1. Дидактические игры
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игры с песком. Песочная терапия
оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики. Детям предлагается
«пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети
создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), «шагают» каждым пальчиком
поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.
4. «Сенсорные дощечки» или «Сенсорный
коврик» - с опорой на них дошкольники определяют фактуру ткани, меха,
кожи: «мех такой мягкий, теплый, пушистый, как моя шапка; байковая ткань
мягкая, теплая, уютная, как моя пижама…».
5. «Забавные шнуровки». Эта игра
развивает глазомер, мелкую моторику, усидчивость, способствует улучшению
координации движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в
школе. Игра развивает и активизирует речь детей.
6. Массаж рук. В последнее
время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук.
Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и
разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им
речью. Делая
массаж, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Очень
полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей.
7. Конструирование.
В
конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное
воображение.
8. Теневой
театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук,
он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию
моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание,
быть усидчивым, активным.
9. Рисование,
штриховка, раскрашивание картинок способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного
пространства листа бумаги, готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают
глазомер, аккуратность.
10. Нанизывание
на леску. Хорошо
формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон,
сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов.
11. Различная
игровая деятельность. Игры в мяч, с кубиками, с счетными палочками, мозаикой, приносят пользу
ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у
него художественный вкус.
12. Бумажная пластика. Вырезание ножницами, сминание, разрывание и
надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют
формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
13. Пальчиковый театр
14. Метод ковролинографии. В группе можно создать сенсорную стену – комплекс развивающих
игр на ковролине. Этот комплекс лежит в основе методики В.В. Воскобовича.
Комплекс представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу
фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ:
·
Современные
материалы (ковролин и липучка) имеют намного большую силу сцепления, чем
фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает
с полотна во время занятий.
·
Новые
элементы (кармашки, кассы, прищепки, кружки и веревочки) обеспечивают
разнообразие, наглядность и динамизм занятий.
·
Веревочки
- нововведение, которое принципиально отличает игровой обучающий комплекс от
ранее существующих пособий (школьной доски и фланелеграфа). Веревочки
позволяют не только разнообразить занятия по всем направлениям образовательной
деятельности, но и использовать новую форму аппликации.
·
В отличие
от фланелеграфа и доски комплекс создает условия для проявления творчества
педагога и комфортного проведения занятия.
Можно сказать, что ковролиновый комплекс - это современный вариант
школьной доски, содержащий в себе неограниченные возможности. Он позволяет
сделать наглядным почти любое занятие или игру.
Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные
занятия по развитию сенсорных
способностей. Такая работа включает следующие этапы:
· формирование сенсорных эталонов цвета, формы,
величины;
· обучение способам обследования предметов,
умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные
действия (Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же»,
«Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что
лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.)
Педагогам можно использовать в работе еще и маленький комплекс,
который позволит ребенку не только наблюдать со стороны за действиями
взрослого, но и самостоятельно выполнять некоторые задания. Это немаловажно для
интенсивного развития способностей ребенка и более успешного решения
педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет организовывать
учебно-образовательную работу с детьми фронтально,
по подгруппам и индивидуально. Кроме того, комплекс позволяет
организовывать и проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Комплекс позволяет динамично и наглядно проводить игры и занятия по всем
разделам: по формированию элементарных
математических представлений (дидактические игры «Сделай по образцу»,
«Шарики для клоуна», «Что ещё такой же формы» и др. ), по ознакомлению с предметным миром и миром
природы, по развитию речи («Кто что ест», «Чьи детки», « Что лишнее»,
«Расскажи о зиме» и др. ), по
изобразительной деятельности(«Заборчики», «Дорога для паровозика»,
«Длинная дорога Колобку», «Укрась платье», «Иголки ёжику», «Лучики для
солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне» и др. ).
Ковролин удобен для раскладывания
героев сказок. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с
удовольствием пересказывают текст с использованием картин, сами начинают
сочинять сказки, игровые ситуации.
Работа с комплексом способствует развитию творческого потенциала
педагога и совершенствованию его квалификации. Ведь, используя этот комплекс,
педагог может самостоятельно придумывать игры и задания, отражая в своей
деятельности все аспекты и направления образовательной работы с детьми.
Ковролиновый комплекс:
·
Совершенствует
интеллектуальные способности у детей (развивает логическое и творческое
мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь);
·
Развивает
творческие способности дошкольников;
·
Развивает
координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве и в
собственном теле;
·
Развивает
зрительное, тактильное и слуховое восприятие (цвета, формы, размеры и т. п.)
·
Формирует
мотивационную сферу к учебному процессу;
·
Сплачивает
группу, развивает эмпатию, умение взаимодействовать со сверстниками. Создаёт
положительный эмоциональный настрой в группе;
·
Развивает
умение действовать соответственно правилам игры.
Вся работа на занятиях
строится на основе предметно-игровой деятельности. Такая деятельность развивает
мышление, восприятие, активизирует словарь. В процессе предметной деятельности у ребенка также
развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием
речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко
расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов,
поступающих от пальцев.
Как показывает практика использование
перечисленных игр и упражнений даёт положительный результат. Если такую работу
своевременно проводить с детьми младшего возраста, то среди речевых нарушений в
старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения
звукопроизношения, фонематического восприятия, бедный словарный запас.