Срок
|
Тема
и программное содержание
|
сентябрь
|
Игра «Чем похожи»
Цель: развитие
мыслительных процессов.
Материал: пары
картинок (корова — лошадь, ворона — воробей, лыжи — коньки, трамвай —
автобус, молоко — вода, дождь — снег).
Описание игры: Дети
находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои
доводы. Чтобы игра была интересней, можно придать ей соревновательный
характер: за каждое правильно обоснованное сходство ребенок получает фишку.
Выигрывает тот, кто заработал больше фишек.
Игра «Поставь пальчик»
Цель: развитие
целенаправленного внимания.
Описание игры: Нужны 16
картинок с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу.
Коврики, на которых располагаются дети, раскладываются в виде цветка с
сердцевиной. На «сердцевину» выкладываются все 16 карточек изображением
вверх, так чтобы они друг друга не касались. Звучит команда «Внимание!» Затем
называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто первым ставит
пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает набравший больше всех фишек.
Игра «Колпак мой треугольный»
Цель: развитие
произвольности внимания и памяти.
Описание игры: Ведущий
произносит: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не
треугольный, то это не мой колпак».
Затем все
вместе на слово «треугольный» показывают треугольник из пальцев, а само слово
не произносится. В следующем повторе слово «мой»
заменяется
показом на себя. В третьем повторе слово «колпак» заменяется показом колпака
над головой. Постепенно увеличивается темп, выигрывает тот, кто не собьётся.
Упражнение
«Собери фигуру»
Цель: развитие
пространственного восприятия, обучение детей способности анализировать
элементарную схему предмета.
Материал: Карты-образцы с контурными схематическими изображениями предметов. Комплекты
деталей, одинаковые для каждого ребенка, из которых можно сложить
фигурки. Самолет (5 деталей): 2 прямоугольника — крылья и хвост, 2
треугольника — нос и часть хвоста, трапеция — корпус. Девочка (5 деталей): 2
трапеции — туловище и ноги, 2 треугольника — руки, круг — голова. Ракета (6
деталей). Большой треугольник — корпус, 2 маленьких треугольника — крылья-основания,
3 кружка разной величины — иллюминаторы. Трактор (5 деталей): большой
прямоугольник — корпус, трапеция — кабинка, 2 круга разной величины —
колеса, маленький прямоугольник — труба. Мостик (7 деталей): длинный
прямоугольник — основное покрытие, 2 больших квадрата, 2 средних квадрата, 2
маленьких квадрата последовательно и симметрично составляют опоры моста.
Описание упражнения. Дети рассаживаются за столики, и
воспитатель им говорит, что они сейчас будут собирать разные фигурки.
Взрослый показывает первую картинку — самолет. Картинка устанавливается так,
чтобы дети могли ее видеть все время, пока они будут ее складывать. Затем
дети получают комплекты фигурок, из которых можно сложить эту картинку.
Например, чтобы сложить первую фигурку — самолет, нужны 2 прямоугольника
разной величины, 2 треугольника и трапеция. Дети из своих деталей складывают
картинку, а воспитатель наблюдает, соответствует ли картинка образцу. Когда
все выполнят задание по первой картинке, следует отметить тех, кто это сделал
правильнее и быстрее остальных. Затем можно предложить детям следующую
картинку, собрав все детали от предыдущего задания и раздав комплекты для
выполнения следующего.
|
октябрь
|
Игра «Построй
башню»
Цель: развитие пространственного восприятия, приобретение нового
кинестетического опыта. Формирование умения выполнять точные движения,
основываясь на тактильных ощущениях.
Материал: 10 кубиков.
Описание игры: на столе
лежат 10 кубиков. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру: «Я вызову
одного ребенка, он должен будет с завязанными глазами построить одной рукой
башню из кубиков с основанием в один кубик. Вот так (педагог строит одной
рукой пирамиду, ставя один кубик на другой). Башню надо строить осторожно,
чтобы она не упала, и постараться соорудить ее, используя как можно больше
кубиков. Из скольких кубиков будет построена башня, столько фишек получит
ребенок».
В конце
игры подсчитываются фишки у каждого игрока и выявляется победитель.
Упражнение «От дома к дому»
Цель: развитие зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации
и тонкой моторики руки.
Материал: листы бумаги с нарисованными разноцветными домиками, карандаши.
Описание
упражнения. Воспитатель раздает ребятам листы с нарисованными
разноцветными домиками. Сначала педагог
вместе с детьми называет расположение домиков на листах (один красный домик — справа, другой — внизу, один
зеленый домик — слева, другой — в правом верхнем углу и т.д.). После этого
воспитатель сообщает задание: «Вам нужно точными прямыми линиями соединить
между собой домики одинакового цвета. При этом линия должна рисоваться одним
росчерком, по возможности прямо. После этого параллельно ей нужно провести
еще одну линию, чтобы домики были соединены ровными дорожками».
Во время
выполнения упражнения педагог советует детям сначала провести линию просто
пальцем, выбрав направление, а потом уже карандашом.
Когда все
ребята закончат выполнение задания, воспитатель с детьми рассматривает и
оценивает каждую работу, лучшие можно вывесить на выставку.
Игра «Кто быстрее и
ровнее?»
Цель: развитие точности и координации
графических умений.
Материал: две доски, мел.
Описание игры: Воспитатель делит детей на две
команды, чертит на досках две вертикальные линии и соединяет их вверху
горизонтальной линией слева направо. После этого сообщает ребятам правила
игры: «Сейчас вам нужно, сменяя друг друга, быстро проводить ниже моей
прямые параллельные горизонтальные линии. Вот так (показывает, как нужно
проводить линии). Победит та команда, у которой линии будут проведены ровнее
и быстрее».
Соревнование
начинается, одни дети выполняют задание, а другие в это время болеют за них,
всячески подбадривая.
После
этого взрослый оценивает работу двух команд и выбирает победителя.
Упражнение «Тени»
Цель:
совершенствование восприятия формы и величины, умения выделять признаки
предмета.
Материал: рисунки с вазами и тенями от них.
Описание
упражнения. Педагог
показывает рисунок. На нем изображены ваза и ее тень. Ученики смотрят и
отвечают, что это ваза и тень от нее. Затем педагог предлагает детям
посмотреть на вазу и сказать, правильная или неправильная тень от вазы на
рисунке. (Правильная.) После этого учитель предлагает ученикам картинку, на
которой нарисованы вазы, но некоторые тени от них не соответствуют формам
ваз. Дети путем сравнения находят ошибки и дорисовывают правильные тени.
|
ноябрь
|
Упражнение
«Ночной поезд»
Цель: приобретение
нового кинестетического опыта.
Материал: повязки для
глаз.
Описание упражнения. Учитель говорит ребятам: «Сегодня мы
поиграем с вами в игру, в которой поезд, состоящий из вагончиков — детей,
будет ехать по ночному лесу между деревьями. Один из детей будет локомотивом,
пятеро — деревьями в лесу, все остальные ребята — вагончиками (ребята с
завязанными глазами). Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было
достаточно места. Они не должны двигаться, но могут издавать тихое «Ши-ши-ши»
в момент, когда какой-нибудь вагон поезда проезжает очень близко».
После этого упражнение начинается: вагоны выстраиваются за
локомотивом, и каждый кладет руки на плечи предыдущего человека. Им завязывают глаза, потому что только у
локомотива есть фары, которые освещают дорогу.
Как только
все готовы, педагог дает сигнал к движению. Локомотив начинает двигаться
сначала медленно, чтобы не растерять вагончики, а потом немножко быстрее. Он
сам выбирает путь, которым поедет через лес.
При
последующем проведении упражнения другие ребята могут быть локомотивом.
Можно усложнить задание, например, пустить одновременно два поезда.
Упражнение
«Костер»
Цель: развитие
произвольности внимания
Описание
упражнения. Дети
встают возле «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По
команде «жарко» - дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки
замерзли» - протянуть руки к костру, «Ой, какой большой костер» - встать и
махать руками, «искры полетели» - хлопать в ладоши, «костер принес дружбу и
веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра.
Упражнение
«Чайник с крышечкой».
Цель: развитие
внимания, самоконтроля
Описание упражнения. Участники садятся в круг. Каждый
из них пропевает песенку, сопровождая
ее определенным жестом.
«Чайничек (вертикальные движения
ребрами ладоней)
На чайнике – крышечка (левая рука складывается в кулак, правая
ладонью делает круговые движения над кулаком)
На крышечке – шишечка
(вертикальные движения кулаками)
В шишечке – дырочка (указательный
и большой палец обеих рук делают колечки)
Из дырочки идет пар (указательными
пальцами делаются спиральки).
При последующем повторении песенки
одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются.
Игра
«Сделай, как я!»
Цель: увеличить
объем внимания (результат достигается путем многократного повторения
вариантов игры).
Описание игры: дети
играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий,
выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну - две секунды
показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек
выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При
успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до
12-15.
|
декабрь
|
Игра «Волшебное дерево»
Цель
использования: дать детям раннего возраста целостное представление о предмете
(форма, цвет, величина), а также формировать представления о временах года.
«Собери
яблочки (листочки)».
(игра
проводится с пособием «Волшебное дерево»)
Цель
игры: повторить признаки разных времен года, закрепить понятие «один –
много».
«Угадай время года».
(игра проводится
с пособием «Волшебное дерево»)
Цель
игры: закрепить название времен года и их признаки, закрепить название
цветов.
|
январь
|
Игра «Загадочные пуговки»
Цель игры: развитие умения узнавать и называть
цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игра «Волшебное поле»
Цель игры: развитие умения узнавать и называть
цвета.
Игра «Радуга»
Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета и
размер предмета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игра «Шарики»
Цель игры: развитие умения узнавать и называть
цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.
|
февраль
|
Игра «Занимайка»
Цель игры: развитие сенсорного восприятия, развитие
мелкой моторики пальцев рук.
Игра «На что похожа фигура?»
Цель: воспитывать умение у детей группировать
предметы по форме
Игра «Спрячемся от дождика»
Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы
по форме.
Игра «Выбери пуговки»
Цель: воспитывать умение группировать предметы по
величине.
|
март
|
ИГРА «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности
малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный -
короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
ИГРА «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с
геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры,
развивать память, мышление внимание.
ИГРА «КАКОГО ЦВЕТА
НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание,
память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует
диск.
ИГРА «КУБИКИ
НИКИТИНА»
ЦЕЛЬ: Закрепление 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый
|
апрель
|
ИГРА «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных
цвета, умение по показу назвать цветы.
ИГРА «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение
заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник,
закрепить основные цвета.
ИГРА «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание
мышление, умение различать цвет предметов.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание
цвета, развивать внимание, воображение.
|
май
|
ИГРА «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по
величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать
основные цвета.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать
пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
ИГРА «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру
(круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение
называть цвет фигуры.
ИГРА «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов,
развивать сенсорные способности детей.
|