Перспективное планирование по развитию речи в младшем дошкольном возрасте

Срок

 Тема и программное содержание

сентябрь

Игра «Чем похожи»

Цель: развитие мыслительных процессов.

Материал: пары картинок (корова — лошадь, ворона — воробей, лыжи — коньки, трамвай — автобус, молоко — вода, дождь — снег).

Описание игры: Дети находят в данной паре картинок как можно больше сходства и обосновывают свои доводы. Чтобы игра была интересней, можно придать ей соревновательный характер: за каждое правильно обоснованное сходство ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто заработал больше фишек.

Игра «Поставь пальчик»

Цель: развитие целенаправленного внимания.

Описание игры: Нужны 16 картинок с изображением фруктов и овощей. Лучше всего играть на полу. Коврики, на которых располагаются дети, раскладываются в виде цветка с сердцевиной. На «сердцевину» выкладываются все 16 карточек изображением вверх, так чтобы они друг друга не касались. Звучит команда «Внимание!» Затем называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Тот, кто первым ставит пальчик на картинку, получает фишку. Выигрывает набравший больше всех фишек.

Игра «Колпак мой треугольный»

Цель: развитие произвольности внимания и памяти.

Описание игры: Ведущий произносит: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак».

Затем все вместе на слово «треугольный» показывают треугольник из пальцев, а само слово не произносится. В следующем повторе слово «мой»

заменяется показом на себя. В третьем повторе слово «колпак» заменяется показом колпака над головой. Постепенно увеличивается темп, выигрывает тот, кто не собьётся.

Упражнение «Собери фигуру»

Цель: развитие пространственного восприятия, обуче­ние детей способности анализировать элементарную схему предмета.

Материал: Карты-образцы с контурными схема­тическими изображениями предметов. Комплекты деталей, одинаковые для каждого ребенка, из которых можно сло­жить фигурки. Самолет (5 деталей): 2 прямоугольника — крылья и хвост, 2 треугольника — нос и часть хвоста, трапеция — корпус. Девочка (5 деталей): 2 трапеции — туловище и ноги, 2 треугольника — руки, круг — голова. Ракета (6 деталей). Большой треугольник — корпус, 2 маленьких треугольника — крылья-основания, 3 круж­ка разной величины — иллюминаторы. Трактор (5 дета­лей): большой прямоугольник — корпус, трапеция — ка­бинка, 2 круга разной величины — колеса, маленький прямоугольник — труба. Мостик (7 деталей): длинный прямоугольник — основное покрытие, 2 больших квадра­та, 2 средних квадрата, 2 маленьких квадрата последова­тельно и симметрично составляют опоры моста.

Описание упражнения. Дети рассаживаются за столи­ки, и воспитатель им говорит, что они сейчас будут соби­рать разные фигурки. Взрослый показывает первую кар­тинку — самолет. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли ее видеть все время, пока они будут ее склады­вать. Затем дети получают комплекты фигурок, из кото­рых можно сложить эту картинку. Например, чтобы сло­жить первую фигурку — самолет, нужны 2 прямоугольни­ка разной величины, 2 треугольника и трапеция. Дети из своих деталей складывают картинку, а воспитатель на­блюдает, соответствует ли картинка образцу. Когда все выполнят задание по первой картинке, следует отметить тех, кто это сделал правильнее и быстрее остальных. За­тем можно предложить детям следующую картинку, со­брав все детали от предыдущего задания и раздав комп­лекты для выполнения следующего.

 

октябрь

Игра «Построй башню»

Цель: развитие пространственного восприятия, приоб­ретение нового кинестетического опыта. Формирование умения выполнять точные движения, основываясь на так­тильных ощущениях.

Материал: 10 кубиков.

Описание игры: на столе лежат 10 кубиков. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру: «Я вызову одного ре­бенка, он должен будет с завязанными глазами построить одной рукой башню из кубиков с основанием в один ку­бик. Вот так (педагог строит одной рукой пирамиду, ставя один кубик на другой). Башню надо строить осторожно, чтобы она не упала, и постараться соорудить ее, используя как можно больше кубиков. Из скольких кубиков будет построена башня, столько фишек получит ребенок».

В конце игры подсчитываются фишки у каждого игро­ка и выявляется победитель.

Упражнение «От дома к дому»

Цель: развитие зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой моторики руки.

Материал: листы бумаги с нарисованными разноцветными домиками, карандаши.

Описание упражнения. Воспитатель раздает ребятам листы с нарисованными разноцветными домиками. Снача­ла педагог вместе с детьми называет расположение домиков на листах (один красный домик — справа, другой — внизу, один зеленый домик — слева, другой — в правом верхнем углу и т.д.). После этого воспитатель сообщает задание: «Вам нужно точными прямыми линиями соединить между собой домики одинакового цвета. При этом линия должна рисоваться одним росчерком, по возможности прямо. Пос­ле этого параллельно ей нужно провести еще одну линию, чтобы домики были соединены ровными дорожками».

Во время выполнения упражнения педагог советует де­тям сначала провести линию просто пальцем, выбрав на­правление, а потом уже карандашом.

Когда все ребята закончат выполнение задания, воспи­татель с детьми рассматривает и оценивает каждую рабо­ту, лучшие можно вывесить на выставку.

Игра «Кто быстрее и ровнее?»

Цель: развитие точности и координации графических умений.

Материал: две доски, мел.

Описание игры: Воспитатель делит детей на две команды, чертит на досках две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной линией слева направо. После этого сообщает ребятам правила игры: «Сейчас вам нужно, сме­няя друг друга, быстро проводить ниже моей прямые па­раллельные горизонтальные линии. Вот так (показывает, как нужно проводить линии). Победит та команда, у ко­торой линии будут проведены ровнее и быстрее».

Соревнование начинается, одни дети выполняют зада­ние, а другие в это время болеют за них, всячески подбад­ривая.

После этого взрослый оценивает работу двух команд и выбирает победителя.

Упражнение «Тени»

Цель: совершенствование восприятия формы и величи­ны, умения выделять признаки предмета.

Материал: рисунки с вазами и тенями от них.

Описание упражнения. Педагог показывает рисунок. На нем изображены ваза и ее тень. Ученики смотрят и отвечают, что это ваза и тень от нее. Затем педагог пред­лагает детям посмотреть на вазу и сказать, правильная или неправильная тень от вазы на рисунке. (Правиль­ная.) После этого учитель предлагает ученикам картинку, на которой нарисованы вазы, но некоторые тени от них не соответствуют формам ваз. Дети путем сравнения находят ошибки и дорисовывают правильные тени.

ноябрь

Упражнение «Ночной поезд»

Цель: приобретение нового кинестетического опыта.

Материал: повязки для глаз.

Описание упражнения. Учитель говорит ребятам: «Се­годня мы поиграем с вами в игру, в которой поезд, состо­ящий из вагончиков — детей, будет ехать по ночному лесу между деревьями. Один из детей будет локомотивом, пяте­ро — деревьями в лесу, все остальные ребята — вагончи­ками (ребята с завязанными глазами). Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Они не должны двигаться, но могут издавать тихое «Ши-ши-ши» в момент, когда какой-нибудь вагон поезда проезжает очень близко».

После этого упражнение начинается: вагоны выстраива­ются за локомотивом, и каждый кладет руки на плечи пре­дыдущего человека. Им завязывают глаза, потому что только у локомотива есть фары, которые освещают дорогу.

Как только все готовы, педагог дает сигнал к движе­нию. Локомотив начинает двигаться сначала медленно, чтобы не растерять вагончики, а потом немножко быст­рее. Он сам выбирает путь, которым поедет через лес.

При последующем проведении упражнения другие ре­бята могут быть локомотивом. Можно усложнить задание, например, пустить одновременно два поезда.

Упражнение «Костер»

Цель: развитие произвольности вниманияХочу такой сайт

Описание упражнения. Дети встают возле «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора. По команде «жарко» - дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки замерзли» - протянуть руки к костру, «Ой, какой большой костер» - встать и махать руками, «искры полетели» - хлопать в ладоши, «костер принес дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг костра.

Упражнение «Чайник с крышечкой».

Цель: развитие внимания, самоконтроля

Описание упражнения. Участники садятся в круг. Каждый из них  пропевает песенку, сопровождая ее определенным жестом.

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)

На чайнике – крышечка  (левая рука складывается в кулак, правая ладонью делает круговые движения над кулаком)

На крышечке – шишечка (вертикальные движения кулаками)

В шишечке – дырочка (указательный и большой палец обеих рук делают колечки)

Из дырочки идет пар (указательными пальцами делаются спиральки).

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются.

Игра «Сделай, как я!»

Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Описание игры: дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну - две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

декабрь

Игра «Волшебное дерево»        

Цель использования: дать детям раннего возраста целостное представление о предмете (форма, цвет, величина), а также формировать представления о временах года.

«Собери яблочки (листочки)».

(игра проводится с пособием «Волшебное дерево»)

Цель игры: повторить признаки разных времен года, закрепить понятие «один – много».

«Угадай время года».

(игра проводится с пособием «Волшебное дерево»)

Цель игры: закрепить название времен года и их признаки, закрепить название цветов.

январь

Игра «Загадочные пуговки»

Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игра «Волшебное поле»

Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета. 

Игра «Радуга»

Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета, развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игра «Шарики»

Цель игры: развитие умения узнавать и называть цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук. 

февраль

Игра «Занимайка»

Цель игры: развитие сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук. 

Игра «На что похожа фигура?»

Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме

Игра «Спрячемся от дождика»

Цель: воспитывать умение у детей группировать предметы по форме. 

Игра «Выбери пуговки»

Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине. 

март

ИГРА «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
ИГРА «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
ИГРА «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.
ИГРА «КУБИКИ НИКИТИНА»
ЦЕЛЬ: Закрепление 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый

апрель

ИГРА «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
ИГРА «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
ИГРА «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

май

ИГРА «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
ИГРА «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
ИГРА «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».