30.04.2021
Создать развивающую «Говорящую стену» несложно. Важно учесть возраст и интересы воспитанников, подобрать необходимый материал и разместить его .
Неотъемлемые части развивающей стены –
материалы, игры и пособия – хранятся в специально
оборудованных шкафчиках, на полках и доступны детям. Почти весь материал
развивающей стены имеет магнитную основу, поэтому ее главная составляющая – магнитная доска с различными элементами:
лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой
Педагог может изготовить магнитную доску самостоятельно. Для
этого нужно обклеить лист металла самоклеящейся пленкой. На доску можно
повесить панно с накладными элементами.
Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может
стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими
металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.
В специальных кармашках на развивающей стене размещается
разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и т. д.
Если проводится работа по знакомой воспитанникам теме,
используется материал из архива. Он есть в каждой группе.
Для изготовления игр и пособий можно
использовать пленки для ламинирования и
магнитную пленку. Большинство игр – на магнитах производственного изготовления:
буквы, цифры, мозаика.
Обязательное приложение к играм – образцы,
схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны младшим
дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.
Содержание игр и пособий определяется
возрастными и индивидуальными особенностями детей. Младшим дошкольникам понятны и интересны задания, не
предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери
букет в вазу». Дети способны выложить конкретную фигурку с помощью образца.
Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических
фигур, опираясь на образец и без него.
Многие пособия многофункциональны. Можно использовать их для
творческой деятельности и развития речи воспитанников.
ФГОС ДО предъявляет требования к развивающей
предметно – пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная
среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям
отвечает и «Говорящая стена», являясь составляющей предметно – пространственной
среды.
Содержание материала для «Говорящей стены»
соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Материалы обеспечивают игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, возможность самовыражения
детей. Разнообразие материалов, пособий
обеспечивают свободный выбор детей. Развивающая «Говорящая стена» обеспечивает
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых карточек, схем,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей. Это обеспечивает вариативность среды.
«Говорящая стена» обеспечивает доступность для
воспитанников, свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности.
«Говорящая стена» отвечает требованиям
безопасности предметно-пространственной среды, предполагает соответствие всех
ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
В ходе, проведённых наблюдений я пришла к выводу, что
у детей развивается познавательная активность .Дети
интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают
задания.
У детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе
содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются,
изготавливаются детьми, родителями, воспитателями.
У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети предлагают
выполнять задания другим детям, придумывают задания, договариваются об этапах
выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми.
Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые
правила, следуют алгоритму при общении в группе.