04.05.2021
Цель проекта:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы: развитие мелкой моторики и речевое развитие детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Тип проекта: • Информационно-практико-ориентированный • Межгрупповой • Долгосрочный Цель проекта: В настоящее время растет число неговорящих детей 3-4 лет. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы малышей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка. Это стало основой для разработки системы работы по развитию речи и развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами сенсомоторной деятельности и посредством дидактических игр и игрушек. Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Задачи проекта:
Задачи проекта: Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для
развития мелкой моторики и развития речи, развивать мелкую моторику пальцев рук
у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и
игрушек. Развивать тактильную чувствительность рук детей. Развитие интереса
детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов,
разнообразным действиям с ними. Знакомство детей с разными видами сенсорных
эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам -
цвету, форме, размеру. Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и
детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной
деятельности и при проведении режимных моментов.
Описание проекта:
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.
Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Для активизации биологически активных точек ребёнку предлагается:
-растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты;
-растирать ладонями шестигранный карандаш;
-покатать между ладонями сосновую шишку, орех и т.д.;
-бельевой прищепкой «кусаем ногтевые фаланги».
Игры – шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование. В играх со шнуровками развивается глазомер ребенка
Игры с природным материалом активизируют мыслительную деятельность детей.
Игры в «сухом бассейне» вызывают особый интерес у детей. «Сухие бассейны» – это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Я использую фасоль, рис, бусы, горох и т.д. Опустив кисти рук в «сухой бассейн», дети помешивают крупу, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук. Так же малышам очень нравится искать в крупе спрятанные маленькие игрушки.
Песочная терапия оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики. Детям предлагается «пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), «шагают» каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.
Пальчиковые упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют развитию мозолистого тела.
Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») Эти упражнения («Колечко», «Кулак – ладонь»)
«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Кулак – ладонь». Ребенку показываю два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь.
Вдавливание деталей в пластилин.
Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.
Раскручивать и закручивать крышек.
В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.
Функциональные застежки
Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).
Очень нравятся детям «рисование» пальчиками, приемом пластилинография.
Развитие лицевой мускулатуры и артикуляторных мышц.
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, голоса. Именно эти органы формируют речь. Выработать движения артикуляционного аппарата у детей мне помогает гимнастика для губ и язычка.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз. Дети младшего возраста в речи нередко задерживают дыхание. Поэтому я большое внимание уделяю дыхательным упражнениям. Упражнения превращаю в интересную игру. Детям предлагаю сдуть ватные комочки («снег») с крыш плоскостных домиков. А в ходе проведения упражнений «Лодочки», «Бабочки», «Футболисты» я решаю сразу несколько задач. Кроме развития речевого дыхания, происходит закрепление детьми цвета и величины предметов (так как для игры беру разноцветные бумажные лодочки, бабочек, мячики разных размеров).
Дыхательные упражнения активизируют работу стволовых отделов мозга. Поэтому я учу детей дышать сначала только через левую, потом через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.
Работая с детьми в данном направлении, я подтвердила свою гипотезу: соединение сенсорного опыта со словом, является первой ступенью познания мира. Речевая недостаточность имеет мозаичный вид и сопряжена с обилием сопутствующих нарушений в двигательной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребенка. Коррекция сенсорной сферы ребенка младшего дошкольного возраста способствует активизации речи и развивает психические процессы в целом.
Проводимые мной игры и упражнения по развитию мелкой моторики и речевого развития в младшей группе эффективны и необходимы. Если на начало года у некоторых детей наблюдалось полное безречие, ребенок в основном общался с помощью жестов, то к середине года уже было доступно произношение отдельных звукокомплексов и звукоподражаний. У другой группы детей состояла только из звукоподражаний и лепетных слов. Благодаря систематичной работе в речи и развитие моторики появились отдельные слова и простые предложения:
Если такую работу своевременно проводить с детьми младшего возраста, то среди речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, бедный словарный запас