«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Тренируем пальчики - развиваем речь! Развитие речи детей младшего возраста средствами сенсомоторной деятельности

04.05.2021

Цель проекта:

   Проект разработан в силу особой актуальности проблемы: развитие мелкой моторики и речевое развитие детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Тип проекта: • Информационно-практико-ориентированный • Межгрупповой • Долгосрочный Цель проекта: В настоящее время растет число неговорящих детей 3-4 лет. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы малышей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка. Это стало основой для разработки системы работы по развитию речи и развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами сенсомоторной деятельности и посредством дидактических игр и игрушек. Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

Задачи проекта:

   Задачи проекта: Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики и развития речи, развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек. Развивать тактильную чувствительность рук детей. Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними. Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам - цвету, форме, размеру. Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

     Описание проекта:

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.

  Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Для активизации биологически активных точек ребёнку предлагается:

-растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты;

-растирать ладонями шестигранный карандаш;

-покатать между ладонями сосновую шишку, орех и т.д.;

-бельевой прищепкой «кусаем ногтевые фаланги».

Игры – шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование. В играх со шнуровками развивается глазомер ребенка

Игры с природным материалом активизируют мыслительную деятельность детей.

Игры в «сухом бассейне» вызывают особый интерес у детей. «Сухие бассейны» – это небольшие тазы, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой. Я использую фасоль, рис, бусы, горох и т.д. Опустив кисти рук в «сухой бассейн», дети помешивают крупу, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук. Так же малышам очень нравится искать в крупе спрятанные маленькие игрушки.

Песочная терапия оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики. Детям предлагается «пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), «шагают» каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.

Пальчиковые упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют развитию мозолистого тела. Хочу такой сайт

Кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») Эти упражнения («Колечко», «Кулак – ладонь») 

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ладонь». Ребенку показываю два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь.

Вдавливание деталей в пластилин.

Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.

Раскручивать и закручивать крышек.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

Функциональные застежки

Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).

Очень нравятся детям «рисование» пальчиками, приемом пластилинография.

Развитие лицевой мускулатуры и артикуляторных мышц. 

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, голоса. Именно эти органы формируют речь. Выработать движения артикуляционного аппарата у детей мне помогает гимнастика для губ и язычка.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз. Дети младшего возраста в речи нередко задерживают дыхание. Поэтому я большое внимание уделяю дыхательным упражнениям. Упражнения превращаю в интересную игру. Детям предлагаю сдуть ватные комочки («снег») с крыш плоскостных домиков. А в ходе проведения упражнений «Лодочки», «Бабочки», «Футболисты» я решаю сразу несколько задач. Кроме развития речевого дыхания, происходит закрепление детьми цвета и величины предметов (так как для игры беру разноцветные бумажные лодочки, бабочек, мячики разных размеров). 

Дыхательные упражнения активизируют работу стволовых отделов мозга. Поэтому я учу детей дышать сначала только через левую, потом через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

Работая с детьми в данном направлении, я подтвердила свою гипотезу: соединение сенсорного опыта со словом, является первой ступенью познания мира. Речевая недостаточность имеет мозаичный вид и сопряжена с обилием сопутствующих нарушений в двигательной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребенка. Коррекция сенсорной сферы ребенка младшего дошкольного возраста способствует активизации речи и развивает психические процессы в целом.

Проводимые мной игры и упражнения по развитию мелкой моторики и речевого развития в младшей группе эффективны и необходимы. Если на начало года у некоторых детей наблюдалось полное безречие, ребенок в основном общался с помощью жестов, то к середине года уже было доступно произношение отдельных звукокомплексов и звукоподражаний. У другой группы детей состояла только из звукоподражаний и лепетных слов. Благодаря систематичной работе в речи и развитие моторики появились отдельные слова и простые предложения:

Если такую работу своевременно проводить с детьми младшего возраста, то среди речевых нарушений в старшем дошкольном возрасте реже будут встречаться стойкие нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, бедный словарный запас

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».