07.09.2023
Выявление одаренных детей, детей обладающих незаурядными
способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор
в научных изысканиях и педагогической практике представлены две противоположные
точки зрения на проблему одаренности. Сторонники первой точки зрения считают,
что одаренным, обладающим некими незаурядными способностями является каждый
ребенок нужно только вовремя заметить его способность и как можно раньше начать
развивать ее. Сторонники второй точки зрения считают, что одаренность – это редкое
явление, некий уникальный психологический феномен присущий лишь незначительному
проценту людей.
В настоящее время исследователями-практиками разработаны всевозможные
тесты, направленные на выявление детской одаренности. Следует помнить, что диагностика детской одаренности - чрезвычайно ответственный вид деятельности, требующий не
только грамотного проведения тестирования, но и гуманно-этического отношения к
ребенку. Оценка и диагностика психического
развития ребенка, присвоение ребенку ярлыка «одарен» или «не одарен» могут нанести
психологическую травму ребенку, а также необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение
к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим.
Поэтому главным принципом диагностики, по мнению многих психологов, должен быть
принцип «Не навреди!».
Также следует помнить, что интерпретация
результатов, полученных после тестирования, может содержать ряд ошибок в силу
сложности и многоуровневости феномена одаренности. Компетентные специалисты,
чтобы минимизировать ошибки тестирования, используют в своей работе так
называемый, комплексный подход,
включающий в себя не только проведение тестовых заданий, но и наблюдение за
ребенком во время его деятельности, экспертное оценивание детей учителями-предметниками
и родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок,
стихов и т. д.), а также результаты участия детей в различных конкурсах,
олимпиадах и т. д.
Также выявление одаренности
возможно при организации предварительного стимулирующего обучения:
факультативов, кружков, летних школ, школьных научных сообществ в которых дети,
интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуждают
различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под
руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал
тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном
окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего
обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время
обучения.
Однако и
комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В
результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу
одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в
своей последующей деятельности. Следует помнить, что высокие значения того или
иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, также как
низкие значения теста не являются доказательством отсутствия оной. Так, на
высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут влиять мера
обученности, «натасканности» и социализации ребенка. В свою очередь, низкие
показатели по тесту креативности могут быть связаны со спецификой
познавательной позиции ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих
способностей. Необходимо помнить о том, что оценка ребенка как одаренного не
должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с
задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической
помощи и поддержки.
Диагностика
одаренности должна проводиться, прежде всего, в целях создания особых условий
обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально
разработанных для этого учебных и развивающих программ. Эффективность освоения
детьми данных программ и должна являться для учителей своеобразной оценкой
качества проведенного диагностического обследования.
Что касается
выявления одаренности способом тестирования, то любой тест представляет собой
измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он
измеряет, следует ли понимать под одаренностью некий единый феномен или же это
многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур.
В настоящее
время ученые дифференцируют интеллектуальную, академическую, творческую, литературную,
артистическую, психомоторную (спортивную), техническую, социальную и духовную
одаренности. Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем
интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе
коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в
основном используют различные варианты тестов интеллекта. Академическая
одаренность определяется успешностью в обучении. Для выявления детей,
обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами,
используют стандартизированные тесты достижений. Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во
многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности
используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и
особенностей социального развития: шкалы социальной компетенции, шкалы
социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей. Психомоторные
способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений,
кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией. Духовная
одаренность характеризуется высокими
моральными качествами и альтруизмом.
В современных
тестах, которые активно используются на практике, перечисленные виды
незаурядных способностей представлены весьма неравномерно. Нет единого мнения
относительно взаимосвязей, существующих между различными видами одаренности.
С учетом
вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
1.
Комплексный подход - учет диагностических данных, полученных из
разных источников объективной и субъективной информации (тесты, информация от
педагогов, родителей, самого ребенка и т. д.);
2.
Длительность диагностики (развернутое во времени наблюдение за
поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3.
Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка
в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в
различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4.
Использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного
ребенка психологические преграды и т. п.
5.
Подключение
к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в
соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов,
шахматистов, спортсменов и т. д.) При этом следует иметь в виду возможный
консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и
юношеского творчества;
6.
Оценка
признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его
психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с
выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
7.
Преимущественная опора на валидные методы психодиагностики,
имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких
как: анализ продуктов деятельности, наблюдение за ребенком, беседа, экспертные
оценки учителей-предметников и родителей, естественный эксперимент. Следует
подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации
одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени обучения.
Ниже
представлен комплекс методик первичной диагностики детской одаренности, с
помощью которых вы сможете количественно оценить степень выраженности у ребенка
различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в
настоящее время. Сопоставление полученных оценок позволит вам увидеть
индивидуальный, свойственный конкретному ребенку «портрет» развития его
способностей. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, также
можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить
внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем
сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эти методики, в
силу многоаспектности феномена одаренности, не охватывают всех возможных
проявлений детской одаренности. Но они и не претендуют на роль единственных. Их
следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик
диагностики детской одаренности.
14.05.2024
Просмотров всего: , сегодня:
01.03.2024
Просмотров всего: , сегодня:
04.12.2023
Просмотров всего: , сегодня:
20.11.2023
Просмотров всего: , сегодня:
02.06.2023
Просмотров всего: , сегодня:
26.04.2023
Просмотров всего: , сегодня:
05.04.2023
Просмотров всего: , сегодня:
03.04.2023
Просмотров всего: , сегодня:
25.04.2022
Просмотров всего: , сегодня:
11.03.2022
Просмотров всего: , сегодня:
04.03.2022
Просмотров всего: , сегодня:
02.03.2022
Просмотров всего: , сегодня: